В Казнете до сих пор обсуждают вице-министра национальной экономики РК Серика ЖУМАНГАРИНА, который, отвечая на вопросы журналистов, попросил «не бесить его». Видеозапись с этой репликой широко распространилась в Cети.
Осознав свою ошибку, вице-министр Жумангарин поспешил извиниться и признал, что форма и тон его общения были неприемлемыми. Но это не спасло его от нарастающей волны критики.
Некоторые СМИ вспомнили его «жёлтые карточки» и то, какие выговоры он получал от министра Тимура СУЛЕЙМЕНОВА. А социальные сети наводнились шутками с использованием фразы «жынымды келтірмеңізші».
Естественно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz не мог пройти мимо столь обсуждаемой фигуры, и посему было принято решение обратиться к базе судебных актов Верховного суда РК, где и был найден интересный факт, как Серик ЖУМАНГАРИН однажды "задолжал" 18 миллионов тенге одному бизнесмену и якобы не возвращал их в течение трех лет.
Бизнесмен требует свои 18 миллионов
В октябре 2012-го в Есильский районный суд города Астаны поступил иск в отношении нынешнего вице-министра национальной экономики РК Серика ЖУМАНГАРИНА. Тогда в суд обратился бизнесмен из Актобе Арман ЖАКУПОВ. По его словам, чиновник задолжал ему почти 18 миллионов тенге, которые не возвращал более трех лет.
Как оказалось, ещё в 2009 году господин Жакупов обратился к Серику Макашевичу, тогда ещё директору департамента регулирования торговой деятельности, с просьбой продать его квартиру в Астане.
Всё, как положено, – была выписана доверенность, по которой чиновник мог продать квартиру по своим условиям и своей цене, а после получить деньги и передать их хозяину. Но все пошло не так гладко, как планировалось… Как заявил бизнесмен, Жумангарин квартиру продал, причем за 17 миллионов 850 тысяч тенге, а вот деньги почему-то не отдал, и это продолжается уже три года.
Мы доверяли друг другу…
Серик Макашевич факт получения денег отрицать не стал, но, по его словам, он лично приехал в Актобе и в офисе Жакупова передал ему сумку с деньгами.
На судебном заседании, прошедшем 10 декабря 2012 года, господин Жумангарин также рассказал и о том, кем ему приходился бизнесмен.
— Мы с Жакуповым были в дружеских отношениях. Мы доверяли друг другу…
…Я Жакупова знал давно, ему доверял. В свое время он на рынке торговал обувью, я его вытащил, — объяснил чиновник.
Именно поэтому чиновник решил не просить расписку о передаче денег. Правда, спустя время, когда проходила ротация госслужащих и Серик Макашевич планировал получить должность заместителя акима одной из областей, он все-таки решил о ней вспомнить.
— Я позвонил Арману дать (попросил. – Прим. ред. ) подтверждающий документ о том, что я вернул деньги, расписку я и не просил. Он сказал — хорошо. После я позвонил Кулумбетову Манарбеку, сказал забрать у Армана документ и передать мне. Потом как-то забылось. Как это дело началось, я позвонил Манарбеку, спросил о данной бумаге, он сказал, что расписка, которую выдал Жакупов, сохранилась, – заявил чиновник.
При этом, по словам господина Жумангарина, он полностью осознавал свою ответственность как госслужащего и попросту не мог позволить испортить себе репутацию таким недоразумением.
— Я, как государственный служащий, занимающий достаточно ответственную должность, понимаю последствия того, если я кому-то не верну деньги. Дорасти до председателя комитета ключевого ведомства — это достаточно сложный путь, и ставить это под сомнение из-за того, чтобы не вернуть деньги, тем более нарушив кодекс этики… Я не мог заниматься такими вещами. Я понимаю, что в случае проигрыша несу материальные затраты и одновременно нарушаю кодекс этики госслужащего. С этой точки зрения я абсолютно чист, деньги вернул истцу в полном объеме, — подытожил Серик Макашевич.
Когда суд убедить не удалось
К пояснению ответчика у председательствующего судьи возникло много вопросов. Например, было неясно, почему чиновник, зная о карьерном росте, даже не подумал взять расписку о передаче денег. Или же почему у Жумангарина не сохранились билеты на самолет, свидетельствующие о его полете в Актобе.
При этом судья достаточно скептически отнесся к предоставленной расписке, которая несколько лет хранилась у некоего Кулумбетова.
По мнению суда, «расписка не содержит существенных данных, дату, место ее выдачи…»
Также судью смутил компьютерный способ изготовления расписки, нахождение ее у постороннего лица, обнаружение ее по истечении длительного времени — спустя три года — и только в связи с рассмотрением указанного иска, а также непризнание Жакуповым факта написания расписки.
В конечном итоге суд встал на сторону бизнесмена Жакупова и удовлетворил исковые требования, но частично.
Судом было постановлено взыскать с Серика ЖУМАНГАРИНА 19 484 431 тенге.
Внезапный поворот
Ровно через месяц, а именно 15 января 2013 года в Апелляционную судебную коллегию по гражданским и административным делам суда города Астаны поступила жалоба от Серика ЖУМАНГАРИНА. В ней он попросил отменить решение суда от 11 декабря 2012 года, ссылаясь на нарушение и неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Пока дело рассматривалось в аппеляционной инстанции бизнесмен Арман ЖАКУПОВ сам подал заявление об отказе от иска и соотвественно от почти что 20 миллионов тенге, которые полагались ему по решению Есильского районного суда Астаны. Причем в постановлении апелляционной инстанции о причинах отказа от иска информации нет.
Таким образом уже 18 апреля 2013-го суд был вынужден прекратить апелляционное производство и отменить решение Есильского районного суда от 11 декабря 2012 года.
Вот так вот Серик Макашевич был должен около 20 миллионов тенге в течение почти что полугода, а после смог избавиться от долгов.