Для Южно-Казахстанской области личность Асамбаева во многом является знаковой, ведь возглавляемая им корпорация, в которую входит свинцовый завод, до сих пор является одним из ведущих предприятий региона. Учитывая интерес к данному делу, мы публикуем подробности этого судебного процесса. Отметим, что решение суда еще не вступило в законную силу.
Как экономический спор перерос в уголовное дело
В 2014 году АО “Альянс Банк” (ныне именуемое АО “Forte Bank”, которое далее для краткости мы будем называть просто Банк) обратилось в специализированный межрайонный экономический суд ЮКО с исковыми требованиями к своему должнику – АО “Производственная корпорация “Южполиметалл”, стопроцентным владельцем и президентом которой являлся г-н Турсунбек Асамбаев. Банк предъявлял претензии в том, что заемщик длительное время не выполняет своих долговых обязательств, и через суд требовал возвращения кредитных средств на сумму 11 601 099 411,19 тенге, что на тот момент составляло порядка 61 миллиона долларов США. Экономический суд, разобравшись с обстоятельствами дела, признал иск обоснованным и вынес решение о взыскании с ответчика полной суммы долга.
Банковский кредит, как и положено, официально был обеспечен залогом – имуществом АО “ПК “Южполиметалл”, каковое за неимением у должника наличных средств теперь должно было переходить в собственность Банка. Сотрудники Банка вместе с судисполнителями и представителями “Южполиметалла” приступили к исполнительному производству, начав с ревизии залогового имущества. И тут выяснилось, что некоторые заложенные объекты давно уже выведены из залога и даже проданы на сторону. Естественно, без ведома Банка.
Банк обратился в правоохранительные органы, и там по данному факту возбудили уголовное дело, квалифицированное по статье 385 УК РК “Хищение вверенного имущества в особо крупном размере путем растраты” (в редакции 2014 года).
30 марта 2015 года в связи с ходом расследования был арестован и взят под стражу президент “Южполиметалла” Турсунбек Асамбаев, как главный обвиняемый по делу. Вместе с ним в СИЗО оказался и юрист “Южполиметалла”, 65-летний Бауыржан Джакупов. Также под подозрение, вплоть до обвинения, попал еще ряд должностных лиц, в том числе некоторые сотрудники Банка, не без помощи которых, по версии следствия, и произошло отчуждение залогового имущества. Расследованием сначала занимался ДВД ЮКО, а затем дело забрала Генеральная прокуратура РК. Через полгода, в сентябре, мера пресечения для Асамбаева и Джакупова была несколько смягчена – с учетом состояния их здоровья, отсутствия прежних судимостей и т. п.
Асамбаев пошел под домашний арест, за юриста его родственники внесли залог. По другим фигурантам уголовное расследование было вовсе прекращено в связи с отсутствием в их действиях состава преступления. Следствие продолжалось до 2016 года, и затем материалы дела были направлены для рассмотрения в Абайский районный суд города Шымкента.
Асамбаев и Джакупов обвинялись по ряду статей, в том числе по вышеупомянутому хищению чужого имущества в составе преступной группы путем сговора и подделки документов. Предъявляемая сумма хищения – тот самый 61 миллион долларов США в тенговом эквиваленте.
О миллионных кредитах и залоговом имуществе
Гособвинитель озвучил суду, в чем конкретно состояла вина подсудимых.
Так, Т. Асамбаев в 2006 году обратился в АО “Альянс Банк” с заявкой о предоставлении “Южполиметаллу” кредита на сумму 74 810 000 долларов США. Цель – пополнение оборотных средств, приобретение основных средств, строительство и реконструкция недвижимого имущества, рефинансирование уже имеющихся у АО ссудных задолженностей.
В качестве залога владелец “Южполиметалла” предоставил имущество АО, а именно: в Шымкенте – здание и сооружения свинцового завода, здания и сооружения ТЭЦ-2 и ТЭЦ-1, стадион “Металлург”, имеющиеся товары в обороте и на складе. В городе Кентау в залог были предоставлены здания и сооружения заводо-управления с земельным участком, цех складского хозяйства, локомотивно-вагонное депо и базы МПС, завод стрелочных переводов. В Туркестане в залог выдавался имущественный комплекс Ачисайского металлургического завода.
В результате Банк принял решение об открытии кредитной линии, и с августа 2006 года по май 2007 года “Южполиметаллу” были предоставлены три кредита на общую сумму 61 970 608,49 доллара США и 1 571 475,34 евро.
После этого Асамбаев Т. К. частично погасил задолженность перед Банком в размере 5 868 808,17 доллара США и 14 856,88 евро.
Далее, согласно материалам следствия, Асамбаев Т. К. вместе с Джакуповым Б., вступив в сговор, путем подделки документов вывели заложенное имущество из залогового обеспечения, тем самым нанеся Банку ущерб на общую сумму 7 281 229 636,5 тенге.
Затем Асамбаев Т. К. путем отчуждения вверенного ему имущества, на которое Банком было наложено ограничение в распоряжении, незаконно снял обременение с трех объектов с последующей перерегистрацией их на третьих лиц. В частности, были проданы Ачисайский металлургический завод и два земельных участка.
Вину не признаю, или Новейшая история свинцового завода
Г-н Асамбаев с обвинением не согласился. Суду он сообщил следующее: “Южполиметалл” стремился не только выжить, но и расширить производство. Для этого у корпорации имелись определенные основания. АО являлось многопрофильным предприятием, в состав которого входили свинцовый завод, обогатительная фабрика, машиностроительные предприятия. После оформления контракта на недропользование месторождения Алаайгыр в Карагандинской области у АО сложились практически все условия для создания металлургического кластера, начиная с добычи руды с последующим ее обогащением на обогатительной фабрике и производства свинца на свинцовом заводе. Оставалось обзавестись только конечным звеном производственного цикла – заводом по производству аккумуляторных батареек. И тогда это был бы уже полноценный кластер с неплохими экономическими перспективами.
Чтобы создать аккумуляторный завод, а значит, и металлургический кластер, собственных средств не хватало, и руководство АО постоянно искало кредиты. Некоторые банки давали займы, но в целом этих средств было недостаточно. Поэтому, когда “Альянс Банк” пообещал полностью кредитовать все проекты “Южполиметалла” и открыл кредитную линию на 74 миллиона долларов США, все прежние кредиты были рефинансированы новому партнеру в лице Банка. Также все имущество АО перешло в залог “Альянс Банку”.
Не везет нам с кластерами
В результате Банк начал выдавать кредит частями, и по этим частям АО начало своевременно погашать долги. Пока не начался финансово-экономический кризис 2008 года. Это тот кризис, когда вообще продукция, даже валютная, не продавалась. В тот период государство определило 49 стратегических предприятий, которые обеспечило финансированием (попросту выкупая у них валютную продукцию). Но “Южполиметалл” в этот список не вошел.
В результате платить проценты стало нечем. Банк прекратил выдачу оставшейся суммы от кредитной линии. “Южполиметалл” успел получить 61,9 миллиона долларов из обещанных 74. Из этой суммы, по утверждению Асамбаева, были погашены основной долг рефинансирования, вознаграждение Банку. Большая часть кредита пошла по целевому назначению – на развитие производства.
С прекращением финансовых вливаний заводы корпорации были остановлены.
Однако уже в 2009 году на “Южполиметалле” запустили новое предприятие по переработке давальческого, “чужого”, сырья. А в 2010 году на завод, с согласия Банка, привлекли ТОО “Казахмыс” – крупнейшую медную корпорацию. У нее имелись свинцовые отходы, были технология по переработке этих отходов и право на такую деятельность. В результате с 2010 по 2012 год “Казахмыс” перерабатывал отходы на оборудовании “Южполиметалла”, взяв его в аренду.
Но в 2012 году возникла необходимость перевести завод за пределы города Шымкента. АО отказали в выдаче разрешения на эмиссию. Завод был вновь остановлен. Патовая ситуация тянулась два года, пока Банк не обратился в экономический суд, который, как мы знаем, обязал АО выплатить кредит.
Планы по реанимации
В уголовном суде Асамбаев утверждал, что пытался всеми способами выплачивать кредит. В частности, выходил с предложениями к Банку о пошаговом плане по покрытию кредита, по нынешней рыночной стоимости, по минимальной стоимости, “со скидкой”.
– В данное время этот план выполняется, – заявил Асамбаев. – Запущена электропечь, готовится к запуску вторая электропечь по производству свинца.
Среди проектов, которые Асамбаев предложил Банку, была реконструкция и обновление проспекта Абая в городе Шымкенте.
– Акимат города заинтересован в этом вопросе и хочет выкупить непосредственно земельную территорию, которая не используется в производственных целях, – уверял Асамбаев, – за эту территорию (акимат) готов оплатить. Второй вариант: на территории АО построить совместно с китайской компанией ТЭЦ на 100–125 МВт, стоимость капитализации которой 250 миллионов, 30 процентов – доля АО “ПК “Южполиметалл” в данном проекте. АО готово было непосредственно передать этот проект Банку и свою долю в счет погашения невозвращенного кредита.
Правда, Банк на эти очередные планы г-на Асамбаева никак не отреагировал. В 2014 году после решения экономического суда о взыскании с них более 11 миллиардов тенге, которые были обращены на залоговое имущество, с участием судисполнителя Асамбаев пытался продать в пользу Банка это залоговое имущество. В частности, на торги был выставлен парк “Металлург”. Однако покупателя не нашлось.
И хотя парк, по логике, к тому времени должен был уже отойти в собственность Банка, тем не менее он остался на балансе “Южполиметалла”, который продолжал платить за него имущественный и прочие налоги.
Таким образом, никаких хищений он не организовывал, никакой подделкой документов не занимался.
Сделал заявление подсудимый Асамбаев и относительно своего “соучастника” – юриста Джакупова.
– Джакупов является пенсионером, имеет юридическое образование и большой опыт. Когда в связи с трудностями АО покинули практически все юристы, он по моему приглашению перешел работать менеджером юридического отдела и с 2012 года только начал работать. Поэтому никак не был связан с финансово-хозяйственной деятельностью компании, не имеет никакого отношения к договорам займа, залога и никак не мог действовать определенным образом в собственных интересах в ущерб другим экономическим субъектам, – заявил Асамбаев.
Не признал своей вины и сам Джакупов.
– Подписи на поддельных документах не мои, это подтверждается заключениями судебных экспертиз, моя вина органами досудебного расследования не доказана, – заявил Бауыржан Джакупов.
Критический взгляд суда
Суд, рассмотрев доказательства, предоставленные следствием, опросив множество свидетелей и изучив результаты финансово-экономических проверок, установил ряд фактов, в том числе:
“…При осуществлении мониторинга залогового имущества выявлена утрата значительной части движимого имущества (оборудования), товаров в обороте, а также части недвижимого имущества, что явилось нарушением условий Договора залога и дополнительных Соглашений к ним.
В АО “ПК “Южполиметалл” до 2010 года уничтожены документы и программа бухгалтерского учета. Акты ликвидации и списания основных средств имеются только с 2010 года…
Оригиналы банковских документов и переписки с банком с 2006 года по 2012 год были похищены в ходе кражи, имевшей место 01.07.2014 г. Материалы по данному факту переданы в Абайский районный отдел полиции УВД города Шымкента…
Банк полагает, что из-за действий Асамбаева Т. К. возникла задолженность перед Банком, в том числе залоговое имущество, которое имеется и на которое обращено взыскание, по самым оптимистичным прогнозам, в настоящее время в общей стоимости не превышает более двух миллиардов тенге. Соответственно, Банк никак не может покрыть эту задолженность и ущерб, который причинен данными действиями…
Аудиторской компании, проверяющей деятельность “Южполиметалла”, представителями АО были представлены письма, якобы полученные от Банка, где Банк просит регистрирующий орган снять обременение с ряда залоговых объектов и доверяет юристу Джакупову Б. проводить действия по снятию обременения с них. Между тем, по заявлению Банка, никаких подобных писем и просьб он никогда не давал. В журнале регистрации исходящей корреспонденции Банка подобное письмо отсутствует, а под этими порядковыми номерами зарегистрированы другие корреспонденции, и не в адрес АО “ПК “Южполиметалл”, что доказывает факт подделки документов”.
В итоге суд вынес свой вердикт: Асамбаев Т. К. и Джакупов Б. путем подделки официальных документов, используя заведомо подложные документы, вывели имущество АО, находящееся в залоговом обеспечении у Банка, тем самым группой лиц по предварительному сговору, с использованием служебного положения совершили хищение имущества в крупном размере, вверенного им, путем растраты.
Экс-президент получил 6,5 года общего режима, бывший юрист – 5,5 года. Обоим вменена конфискация имущества.
Оба осужденных подали апелляцию.