Подробнее о картине рассказало российское издание «Город 812».
«В создании фильма мы столкнулись с множеством препятствий. И на создании они не закончились. Наш фильм столкнулся о слова дистрибьютора: «Мы не верим в казахстанский фильм, если это не комедия“. Но мы верим, что казахстанское кино может быть разным», – написал Айсултан в соцсетях.
Роли в ленте исполнили Александр Паль, Варвара Шмыкова, Ондасын Бесикбасов, Йисбек Абилмажинов. Фильм снят полностью на казахском языке.
Сюжет
Действие «Каш» («Беги!») происходит в 1930-х годах в Казахской АССР. В степи из-за последствий коллективизации бушует голод, каждый день уносит чьи-то жизни. Молодой мужчина по имени Исатай работает могильщиком. На своей телеге он забирает тела и отвозит их к месту массового захоронения. Каждый день Исатай проезжает на телеге через аул, напоминая его жителям о смерти.
Однажды аульный начальник решил обсудить с подчиненными проблему уменьшающихся запасов зерна. Старик Магай предложил отправиться за продовольствием в ближайший город — Сарканд. Исатай знает дорогу и может доставить письмо о бедственном положении аула, но отказывается ехать. Однако Магай неверно переводит на русский ответы Исатая. Начальник отправляет его в опасное путешествие.
Исатай боится не только разбойников, рыщущих по степи. У него есть секрет: в своей юрте он хранит большой родовой сундук, в котором прячет своего восьмилетнего брата Алима. Он не может оставить его одного в ауле. Магай убеждает Исатая забрать Алима в Сарканд и оставить его в детском доме, где всегда найдется еда.
В сопровождении служивого по имени Илья отправляются в дорогу. Алима прячут под мешковиной. Ночью на Исатая и его спутников нападает вооруженный отряд, но героям помогает Тепе – появившийся словно из ниоткуда чудаковатый старик со зловещим белым глазом. Илья исчезает вместе с конем. Так начинается долгий путь братьев в компании Тепе.
Премьера
Премьера дебютной кинокартины Сеитова прошла не так гладко, как хотелось режиссеру, отмечает издание. Зрители опознали в одной из эпизодических ролей известного комика Нурлана Сабурова. И отреагировали на это весьма неоднозначно – но не потому, что он до этого выступал в другом амплуа. Этой весной Сабуров стал участником сразу нескольких скандалов, в результате его тур по Казахстану был перенесен «по не зависящим от комика причинам». До этого во время концерта в Лос-Анджелесе один из зрителей потребовал у Сабурова озвучить его позицию по ситуации в Украине. Обтекаемый ответ Сабурова не удовлетворил многих зрителей.
Почему Димаш не готов стать настоящей суперзвездой
«Да, я понимаю претензию, но, наверное, да. Это появление [в фильме] было сделано не для того, чтобы его узнали. Он там, потому что мы дружим, потому что я искренне верю в его актерский потенциал… Я не в ответственности за то, что с ним произошло потом», – попытался объяснить режиссер в эфире подкаста DOPE SOZ.
Несмотря ни на что, картина «Қаш» стала важным событием для казахстанских зрителей – хотя во многом и благодаря медийности Айсултана Сеитова. Фильм получил высокие рейтинги: 7,6 из 10 баллов на Kinopoisk, 7,8 балла на Kino.kz, 8,9 из 10 на IMDB.
Отзывы
Сетевые комментаторы отмечают внимание режиссера к каждому кадру и филигранную операторскую работу. Безусловно, визуальная, техническая и актерская составляющие смотрятся блестяще. Отдельные кадры потрясают, общая атмосфера безнадеги засасывает. Открывающая фильм сцена производит настолько гнетущее впечатление, что может отпугнуть особо впечатлительных зрителей.
Сеитов решил предложить зрителям слоубернер (от английского slow burn – «медленно гореть», т.е. фильм, держащий в напряжении за счет медленного нарастания саспенса), а далеко не все были к этому готовы. Но, в конце концов, «Қаш» действительно фокусируется не на движении и выживании, а на стоическом принятии груза сделанного выбора.
Однако зрители отмечают недоработанность драматургии. Психологические трансформации героя Исатая (актер Еркебулан Дайыров) слишком резки, рефлексия едва заметна. По словам Айсултана Сеитова, 40 минут хронометража ушло в корзину, возможно, все дело в этом.
«Қаш» — картина о превозмогании и борьбе с животным началом, пишут российские авторы. Это суровый реализм. Мир «Қаш» аутентичен: костюмы, декорации и прочая айдентика сделаны кропотливо, с оглядкой на время и обстоятельства.
Что имеем в итоге?
В заключение авторы отмечают, что «Қаш» – кино неплохое, но во многом «визуально-отсылающее». Насмотренный зритель увидит в нем и отсылки к Андрею Тарковскому (куда без них), цитаты из «Дороги» Кормака Маккарти и атмосферу новомодных постхорроров от адептов студии «A24» типа Роберта Эггерса или Ари Астера. Обнаружит даже влияние якутских этнохорроров. Поэтому в какой-то момент задаешься вопросом: где же сам режиссер?
Возможно, дело в том, что «Қаш» – проект, ожидания от которого были завышены еще на стадии запуска. И это отразилось в восприятии результата.