В ходе опроса незнакомых друг другу людей специалисты спецслужбы КНБ выявили ответы, очень уж похожие на заготовленные разведчиками шаблоны.
Оперативники сначала обратили внимание на некоторую нервозность в поведении двух человек, прибывших в Казахстан, а затем – на внешность и содержимое рюкзаков.
Создавалось впечатление, что опрашиваемые в свое время уже проходили спецподготовку где-нибудь в разведшколах: отвечали шаблонно, заученно, явно что-то скрывая.
Нурлан – средних лет седоватый мужчина, имеющий отличное образование, обладающий эрудицией и владеющий несколькими языками. И Азат – полная его противоположность. Молодой, энергичный, спортивного телосложения, женатый.
Необходимо было максимально быстро их пробить по всем базам и, установив наружное наблюдение, понять истинные намерения приезда в нашу страну.
Под колпаком у спецслужбы
Вскоре Нурлан основательно попал под колпак спецслужбы КНБ, так как в разговоре со своей женой прокололся – обронил несколько фраз о своих друзьях. Этот разговор был перехвачен, и репатрианта вызвали в контору для разговора. После двухчасовой напряженной беседы Нурлан сдался и откровенно рассказал, как за несколько лет до прибытия в Казахстан он был завербован и выполнял задания в интересах иностранной разведки.
Из рассказа агента следовало, что спустя некоторое время после его успешного переезда в Актау ему должны были передать письмо, в котором тайнописью будут указаны время и место явки.
В течение последующих нескольких недель наши контрразведчики проводили оперативную работу с перевербованным иностранным агентом, готовили его к важной встрече с иностранным разведчиком.
Одновременно подобным же образом был разоблачен и Азат, который не стал долго ломаться и сразу перешел на сторону КНБ. По аналогии с Нурланом он тоже находился в ожидании условного сигнала в готовности выполнить любое задание.
Когда Нурлан получил долгожданное письмо и узнал с помощью шифра, где его будут ожидать, спецслужбы сразу же включились в подготовку операции под кодовым названием “Виктория”.
Актау, 12 марта. Вход на рынок “Шапагат”
В руках у Нурлана условный знак – пакет красного цвета. Оперативники – неподалеку. Все ждут и гадают: кто же придет? "Завербовать Бека": в Казахстане поймали западного шпиона
А прибывшим на явку разведчиком оказался немолодой уже полковник по имени Абур. Он приехал в Актау транзитом через Туркменистан под видом бизнесмена.
“До этого момента он уже был нам известен, но как предприниматель, поскольку ранее несколько раз посещал страну и налаживал здесь деловые связи, – делится анонимный собеседник “КАРАВАНА”. – Глядя на Абура, никому бы и в голову не пришло, что он обладает огромным опытом разведывательной работы за рубежом. Встретившись с Нурланом, Абур передал ему деньги, отработал секретные способы связи, дал задание и определил линию поведения. Нурлану требовалось немедленно приступить к расширению круга своих знакомств в Казахстане и сбору интересующей иностранную разведку информации”.
Операция перешла в активную фазу
Спустя примерно месяц Азат тоже получил особое задание от резидента. В Актау он периодически контактировал с приезжающими в Казахстан “бизнесменами” и выполнял их поручения.
“С помощью Нурлана и Азата нам удалось не только обнаружить и обезвредить десяток зарубежных агентов, прошедших подготовку в разведцентрах, но и полностью понять скрытые цели спецслужбы, – продолжает собеседник. – Они все были под нашим неусыпным контролем”.
Брали Абура в Алматы, в районе Никольского базара. Брали с поличным при передаче ему секретных сведений. При задержании пришлось для вида даже немного помять и нашего Нурлана. Он еще долго потом вспоминал ту группу захвата, действовавшую реально очень жестко.
В тот же день следственным департаментом КНБ было возбуждено уголовное дело по статье “Шпионаж”. Обвиняемым грозили длительные сроки заключения, а наша контрразведка еще раз показала свое умение действовать профессионально в интересах своей Родины. То есть доказать миру, что способна дать отпор любому враждебному действию, откуда бы оно ни исходило.
АЛМАТЫ