Аким говорит!
Напомним, апрель этого года начался для дорожных строителей Караганды не с шуток и розыгрышей, а с нешуточной головомойки от акима города. Собрав 1 апреля подрядчиков на совещание, Ермаганбет БУЛЕКПАЕВ задал им прямой вопрос: почему каждую весну вместе со снегом с дорог сходит и асфальт? Причем зачастую даже тот, что был “постелен” в прошлом году. Дежурная “отмазка” дорожников о плохом качестве битума и резко континентальном климате главу города не впечатлила. Ведь в том же Нур-Султане, находящемся в том же климатическом поясе, что Караганда, и где дорожники используют тот же самый битум, качество покрытия на порядок лучше.
Гнев акима подогрели и цифры, озвученные и.о. руководителя отдела коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог Рустемом КОЖАКАПАНОВЫМ: “Общая сеть автомобильных дорог – 920 км. На гарантийном обслуживании находятся 104,1 км. Всего на гарантии 62 участка. На сегодняшний день предварительно, до проведения весеннего обследования, уже определено, что на 10 участках имеются дефекты. Мы совместно с автопарками составили перечень дорог, на состояние которых больше всего жалуются водители. Туда попали 10 участков по району имени Казыбек би, 11 – по району Алихана Бокейхана”.
– Каждый год одно и то же! Зачем участвуете в тендерах, если не можете работать? Уходите тогда с рынка, есть другие! – возмутился Ермаганбет Булекпаев.
И потребовал инициировать судебные дела в отношении организаций технадзора, допустивших брак в работе. А подрядчикам строго-настрого наказал ремонтировать дороги качественно, с соблюдением всех технологий. “Ремонтируйте теми материалами, из которых сделана дорога! – велел аким. – Если дорога уложена мелкозернистым асфальтом, используйте мелкозернистый асфальт, если ЩМА (щебеночно-мастичный асфальтобетон – Прим. авт.), ремонтируйте ЩМА!”.
Подрядчики дружно покивали и на цыпочках удалились работать.
Какие такие технологии?
Прошло два месяца с того самого совещания. И что же мы видим? На большинстве дорог, где ведутся ямочные работы (в некоторых случаях – в рамках гарантийных обязательств), поручение акима демонстративно игнорируется. Городской паблик dorogi_krg в социальной сети Instagram взял на себя функции общественного мониторинга качества ремонта городских дорог. Карагандинцы присылают свои фото- и видеоматериалы, свидетельствующие о том, что указания акима для некоторых подрядчиков – не указ.
“Выбоины и просадки резко снижают эксплуатационные качества покрытий, – приводят технологические секреты ямочного ремонта авторы паблика. – При ремонте разрушений дорожных покрытий вначале выполняют подготовительные работу: ямы и выбоины тщательно очищают от загрязнений и отмечают их контуры прямыми линиями, перпендикулярными и параллельными оси дороги. Если выбоины расположены на небольшом расстоянии друг от друга, их объединяют в одну общую карту. Расстояние от повреждения до границы ремонтируемого участка должно быть в пределах 3–5 см. Затем по намеченному контуру вырубают ремонтируемую часть на глубину разрушений, но не менее чем на 3–4 см. При ремонте двух- или многослойного покрытия, когда сцепление верхнего слоя неудовлетворительное, вырубают его на всю глубину. Так же поступают со вторым и последующими слоями, если повреждение распространяется и на них. Стенки вырубленного контура должны быть строго отвесными. Затем ремонтируемое место тщательно очищают от вырубленного асфальтобетона и загрязнений и смазывают внутренние поверхности жидким или вязким битумом”. Хороший асфальт на дороге не валяется
Фото с ремонтирующихся дорог красноречиво свидетельствуют о том, что о выполнении технологий в работе дорожников не идет и речи. Более того, ямы на дорогах, сделанных из ЩМА (на пр. Республики, на пр. Бухар жырау, ул. Гоголя и т. д.), закладывают мелкозернистым асфальтом. Причем некоторые неровности “выравнивают”, а некоторые оставляют в первозданном виде.
Под грифом “секретно”?
Попытки узнать поименно тех подрядчиков, кто открыто плюет на указание акима, не увенчались успехом. Мы отправили два запроса в отдел коммунального хозяйства, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Караганды. Первый – с вопросами о том, какие участки дорог находятся на гарантии, какими конкретно подрядными организациями они ремонтировались в разрезе 2018–2021 годов, за какую цену и какие из дорог ныне подлежат гарантийному ремонту? Второй – с рядом вопросов о том, по каким критериям удостаиваются ремонта автодороги? Ведь в Караганде полно тех, что зияют ямами глубиной в половину колеса легковушки – “как после бомбежки”, но много лет не ремонтируются. Кто и как контролирует качество выполненных подрядчиками работ, а также какое наказание несут подрядчики, технадзор и заказчик за отсутствие должного качества? Увы, ответов ни на тот, ни на другой запросы пока не получили. Хотя установленные законом сроки на ответ по первому уже давно прошли.
Как видно, заказчик не слишком-то стремится к “прозрачности” в действиях подрядчиков. Не для того ли молчат чиновники, чтобы общественность так и не узнала, кто же из дорожников плюет на слова акима с высокой колокольни?
КАРАГАНДА