Как "Умный домофон" спасает жизни астанчанам - Караван
  • $ 491.71
  • 529.97
+3 °C
Алматы
2024 Год
9 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как "Умный домофон" спасает жизни астанчанам

Как "Умный домофон" спасает жизни астанчанам

Цифровизация шагает по стране. В Астане запустили мобильное приложение “Умный домофон”, которое позволяет мониторить внутридворовую ситуацию в режиме онлайн, оповещать жителей о ЧП, узнавать мнение о работе КСК. А в экстренной ситуации домофон может спасти вам кошелек или жизнь благодаря кнопке SOS.

  • 31 Июля 2018
  • 1149
Фото - Caravan.kz

Когда домофон спасает жизнь

К мобильному приложению уже подключили один из домов на правом берегу столицы.

– Цифровое видеонаблюдение передает изображение с внутридомовой территории в реальном времени в Центр оперативного управления, операторы которого могут вывести картинку крупным планом для распознавания лиц. Такую же картинку видят жители в своем мобильном приложении, и теперь они могут спокойно отпускать детей во двор и наблюдать за ними, – рассказал “КАРАВАНУ” руководитель компании, впервые запустившей в стране “Умный домофон”, Тимур АХУНЖАНОВ.

Помимо этого “Умный домофон” включает систему поквартирного экстренного оповещения благодаря подключению к ДЧС города.

– В случае ЧС оператор в течение трех секунд активирует программу оповещения, переводит трубки домофона в режим громкоговорителя и в каждой квартире звучит, например, сообщение: “Внимание, в доме зафиксирована утечка газа, объявлена эвакуация”.

Пожары, утечки газа чаще происходят в ночное время, когда жители спят, так было с семьей, погибшей в элитном жилом комплексе на левобережье Астаны.

При таких ситуациях оповещение традиционно проводится “ногами” – пожарные, соседи начинают бегать по этажам, кричать о пожаре, а система “умного домофона” экономит драгоценные минуты, которые могут стоить жизни, – отмечает Ахунджанов.

Кстати, в ходе оповещения жителей дома система разблокирует двери подъезда на 30 минут – это позволяет избежать блокировки выхода в случае паники.

– Через “Умный домофон” КСК может информировать собственников квартир об отключении воды, городском субботнике или местонахождении выборного участка, например. Человек подносит домофонный ключ к двери подъезда и слышит соответствующее короткое сообщение. А администрация города через систему может проводить опросы жителей на предмет того, довольны ли они работой КСК, участкового, и в случае положительного ответа они нажимают кнопку “1”, в противном случае – “2”. Так отцы города будут знать реально положение дел, – говорит наш собеседник.

Ну а если вы стали свидетелем преступления на территории вашего двора или за вами гонится хулиган, вы можете нажать кнопку SOS – дежурный ДВД города сразу примет видеовызов и отреагирует, скорректировав при необходимости работу направляемого к вам наряда полиции.

Киберграмота и земли

И пока жители отдельно взятого столичного дома вкушают плоды глобальной цифровизации в рамках проекта “Умный город”, другие только подключаются к этому процессу.

Как “оцифровка” облегчила жизнь гражданам, в каком состоянии находится IT-отрасль и как чувствуют себя цифровые предприниматели? Эти вопросы обсудили участники дискуссионного клуба NurOtanTrends.

Напомним, с начала 2018 года в республике началась реализация программы “Цифровой Казахстан”. До 2022 года в стране должны быть воплощены пять основных направлений в рамках 120 проектов: цифровизация отраслей экономики, переход на цифровое государство, “Цифровой Шелковый путь”, развитие человеческого капитала, создание инновационной экосистемы.

Бюджет программы – 141 миллиард тенге из госказны, 169 миллиардов привлеченных из квазигоссектора.

Директор Центра прикладных исследований “Талап” Рахим ОШАКБАЕВ отметил на встрече, что уже проведена оценка готовности более 500 предприятий к внедрению элементов Индустрии 4.0.

– На портале “электронного правительства” доступно 447 госуслуг из 746. В сфере электронной коммерции создано 1 700 компаний, где работает 6,8 миллиона человек, зарегистрировано 107 тысяч новых субъектов электронной торговли. Автоматизация услуг позволила сократить очередность жилья в акиматах с 460 тысяч до 219 тысяч человек. Но мы выяснили, что в рамках программы “7-20-25” институт очередей в акиматах будет упразднен, – сообщил Ошакбаев.

Первый заместитель председателя партии “Нұр Отан” Маулен АШИМБАЕВ рассказал, что в школах страны уже создано 100 бесплатных IT-классов, в целом, планируется открытие одной тысячи классов.

– Партия совместно с Нацпалатой предпринимателей на базе 20 IT-центров планирует обучать население цифровой грамотности, а также готовить специалистов – выпускников школ и вузов по этому направлению.

Сегодня необязательно оканчивать бакалавриат по данной специальности – достаточно пройти полугодовые курсы. Мы поставили задачу ежегодно готовить 150 тысяч детей и 35 тысяч взрослых в наших центрах, – сказал Ашимбаев.

Запланирован проект создания геоинформационной системы по свободным земельным участкам, которые акиматы выставляют на продажу или в аренду.

– Сегодня это одна из коррумпированных сфер, информация по участкам сложилась закрытая, поэтому через новый ресурс – геоинформационный портал – граждане будут получать полную информацию о земельных участках, наличии коммуникаций, аукционах, ценах. В дальнейшем они смогут подавать заявку и участвовать в аукционах. Мы работаем с правительством по этому вопросу и в ближайшее время постараемся показать результаты, – сообщил зампред “Нур Отана”.

Больше, чем техника

А результаты прихода “цифры” в жизнь астанинцы уже ощутили: благодаря проекту “Сергек” снизилась смертность от ДТП, а водители стали более дисциплинированы.

Напомним, “Сергек” – это первые отечественные сертифицированные приборы автоматической фиксации нарушений ПДД, установленные в столице в сентябре прошлого года.

– Мы применили технологию распознавания скорости по видео. По сравнению с российскими аналогами, использовавшимися до этого, “Сергек” в три раза дешевле – 5 миллионов тенге против 15 за один прибор. Благодаря “Сергеку” в первом полугодии текущего года показатель смертности от ДТП составил 13 фактов, за тот же период прошлого года – 20 смертей. Я своим программистам говорю: мы айтишники, но мы спасаем жизни, – рассказал “КАРАВАНУ” основатель проекта Кайрат АХМЕТОВ. Астанчане изобретают способы, как обмануть камеры "Сергек"

Всего в Астане на дорогах будет установлено 10 тысяч камер “Сергек”. В местах скопления людей, в отдаленных районах– на Лесозаводе, в Пригородном в том числе – будут работать 4 тысячи камер общего наблюдения.

По информации Ахметова, на улицах Астаны в скором времени появятся и 50 эко- и метеодатчиков, чтобы лучше понимать экологическую ситуацию и получать более точный прогноз погоды благодаря приходу больших данных в глобальные метеосерверы.

В вагон заскочили, но едем медленно

Между тем несмотря на успехи отдельных проектов, Казахстан еще не стал полноправным членом глобального цифрового сообщества.

– Как говорил премьер САГИНТАЕВ, мы заскочили в последний вагон цифровизации и увидели там знакомые лица. Однако цифры говорят сами за себя: экспорт IT-услуг из Казахстана в 2017 году составил 15 миллионов долларов, импорт – 145 миллионов. В Беларуси, с гораздо меньшим населением и 34 тысячами айтишников, экспорт составил 1 миллиард долларов! – констатировал экономист Рахим Ошакбаев.

GR-директор Центра анализа и расследования кибератак (ЦАРКА) Арман АБДРАСИЛОВ так прокомментировал нам ситуацию в IT-отрасли:

– На недавней встрече с представителями IT-сообщества глава правительства призвал специалистов разрабатывать конкурентоспособные на международном рынке продукты. Объем местного рынка очень ограничен, разработать продукт и сделать его прибыльным только в Казахстане крайне сложно – это должен быть специфичный продукт, который нужен всем, а так как у нас небольшое население, нужен либо госзаказ, либо выход на мировой уровень с востребованными продуктами. В случае с госзаказом компании становятся неконкурентоспособными. Как роботы вытесняют юристов и бухгалтеров с рынка труда в Казахстане

Качественной цифровизации страны, по мнению эксперта, мешает и бюрократизм, лоббирование, так называемый коррупционный налог.

– Нужно передать в аутсорсинг часть функций от АО “Национальные информационные технологии”. У нас много квазигоскомпаний, каждая занимается IT-разработками, а необходимо отдать это все в рынок, чтобы компании реально конкурировали, повышали квалификацию, – подчеркнул Арман Абдрасилов. – Другая проблема – кадровая: нам, уже опытным IT-специалистам, приходится нести бремя обучения выпускников вузов, так как в университетах уровень подготовки низкий. Мы вынуждены выбирать лучших из худших и потом обучать их.

Иными словами, как заметил на дискуссионной площадке представитель Нацпалаты предпринимателей Олжас ОРДАБАЕВ, цифровизация Казахстана должна проводиться руками местных специалистов. Это вопрос информационной безопасности и цифрового суверенитета.

АСТАНА