Как укрепить безопасность страны - Караван
  • $ 479.23
  • 534.96
+3 °C
Алматы
2024 Год
29 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как укрепить безопасность страны

Как укрепить безопасность страны

Кроме силовых методов, должно быть задействовано социально-экономическое развитие приграничных регионов.

  • 19 Сентября 2005
  • 2172
Фото - Caravan.kz

Перед Казахстаном все острее становится проблема безопасности, и истоки ее надо искать у наших ближайших соседей, центрально-азиатских стран СНГ, — таким выводом можно суммировать мнения экспертов по вопросам перспектив национальной безопасности страны в обозримом будущем.
Практически все круглые столы на эту тему приводят к констатации этого факта.
— Основные источники террористической и экстремистской деятельности уже давно находятся внутри стран региона, — заявил на недавнем круглом столе в Алматы директор Центра антитеррористических программ (ЦАП) Ерлан Карин.
Это действительно так; фактически к югу от Казахстана, если рассматривать страны СНГ, уже не осталось ни одной республики, не имеющей в той или иной мере острого экономического, а порой и политического кризиса.
Где-то эти явления «обнажены», как в Киргизии, где-то пока скрыты за сегодняшней мощью режима, как в Туркмении, где-то уже прорываются жестокими эксцессами, как в Узбекистане.
Не надо вспоминать подробности политико-географической карты Центральной Азии, чтобы оценить, чем это потенциально чревато для нашей республики. Все соседи Казахстана с юга сегодня могут быть названы нестабильными или, в лучшем случае, потенциально нестабильными странами.
А за ними еще есть наш союзник по СНГ, ДКБ, ЕврАзЭСу, ШОСу — Таджикистан, с трудоизбыточным населением в 20% от всех работоспособных граждан страны, которые не могут найти себя в своей стране. Причем ни про одну из этих стран нельзя сказать, что в ней отмечается принципиальная положительная динамика в самых сложных проблемах — если и есть какие-то сдвиги, то это временные, тактические успехи, не более.
Объективно Казахстан оказался лидером в социально-экономическом развитии всего региона, но это-то и создает новые проблемы.
Эксперты отмечают рост активизации таких организаций, как «Хизб-ут-Тахрир», причем во всех странах региона, включая и Казахстан. Это естественно, учитывая полную прозрачность казахстанских границ на юге.
Такие же положение дел отмечается с проблемами распространения наркотиков и обычной преступностью. Например, в Киргизии в последние месяцы статистика фиксирует не только снижение раскрываемости преступлений, но и уменьшение их общего количества, во что невозможно поверить, учитывая ту ситуацию, что была в республике в первой половине этого года.
Явно дело в том, что правоохранительные органы стали совсем плохо работать.
Можно долго анализировать состояние различных аспектов государств региона и их воздействие, прямое или косвенное на Казахстан.
Но эксперты уже синтезировали эту многоплановую информацию. Вот один из наиболее интересных взглядов, изложенный казахстанским экспертом Рустамом Бурнашевым:
— Государства Центральной Азии являются слабыми, хотя и не в одинаковой степени. Обобщая, можно сказать, что в большей или меньшей степени для них характерны низкий уровень социо-политической связанности, узость социальной базы поддержки действующих политических режимов, особенно «среднего» класса (в меньшей степени это характерно для Казахстана).
Подавляющая часть населения пребывает в политической апатии. Национальные идентичности здесь слабы и вынуждены конкурировать с другими идентичностями. Не смотря на развитый репрессивный аппарат (особенно в Узбекистане и Туркменистане) государства Центральной Азии испытывают недостаток государственности: правительственные и государственные структуры не являются самодостаточными.
Итак, любой взгляд на наших соседей показывает, что они — потенциальные носители серьезных проблем для Казахстана. Не приходится успокаиваться тем, что мы с ними, за исключением Туркмении, союзники по целому ряду межгосударственных структур. Эти структуры настолько слабы, что реального толку от них практически нет.
Стандартный вопрос — кто виноват? — в принципе можно и не задавать. Сложившаяся ситуация есть результат комплекса причин, и объективных, и субъективных. Но все их можно свести к двум основным: правящие элиты стран региона оказались не готовы к той миссии, что досталась им после развала Союза, и ресурсов для успешной модернизации было мало. Теперь Казахстану надо искать ответ на другой вопрос — что делать?
Оставлять «на самотек» развитие ситуации нельзя; сосредоточие их внутренних проблем рано или поздно «прорвется» и захлестнет нас. Уже одного только повторения в нашем южном приграничье ситуации с беженцами, как это было после андижанских событий в Киргизии, достаточно, чтобы резко усложнить социально-экономическую и криминогенную ситуацию во всем южном и даже юго-восточном Казахстане. Тогда что же делать?
Первое, что должно осуществляться и, наверное, уже делается, это силовое укрепление границ. Но они слишком протяженны, если брать все наши соседние страны с юга от Казахстана, в равной мере качественно их укрепить невозможно.
Нужно определять приоритеты где сосредотачивать основные силовые ресурсы. Ими, возможно, на первых этапах, должны стать казахстанско-узбекское приграничье в направлении Ташкента и приморская граница с Туркменией.
Приграничье с Киргизией все же не такое уязвимое — что бы ни произошло в северной, граничащей с нами, части этой республики, очень уж большого резонанса это не вызовет.
С последствиями в приграничье можно будет справиться обычными силами. Другое дело регион Ташкента с его огромным демографическим потенциалом.
И дальний юго-запад нашей границы, подходящей к жизненно-важному нефтедобывающему региону Каспия.
Но одними силовыми приготовлениями проблему не решить. Нужно разрабатывать и принимать комплекс экономических и социальных мер по развитию приграничных областей Казахстана.
Ведь одна из причин востребованности экстремистских группировок у молодежи — это безработица и низкий уровень жизни. А южные регионы Казахстана, кроме региона Алматы, к лидерам по социально-экономическому развитию не относятся.
Кроме того, развитие этих областей приостановило бы внутреннюю миграцию — переток населения из приграничных областей в Алматы и Астану в поисках работы и более высоких заработков. Ведь это постепенно демографически ослабляет казахстанское приграничье. Нужны специальные региональные проекты и целые программы, реализуемые с помощью государства, в Южно-Казахстанской, Кызыл-Ординской и Мангистауской областях. Кое-что там уже есть, например, хлопковый кластер, базирующийся на регионе ЮКО.
Эту же функцию может выполнять, например, и программа по развитию производства удобрений, или расширение и углубление переработки нефти на нефтеперерабатывающем заводе в Шымкенте.
О каком-то широком перечне проектов в этих регионах сейчас говорить сложно, но лишь потому, что данной проблемой именно с точки зрения усиления безопасности страны в связи с возможной дестабилизацией ближайших соседей РК по ЦА — еще прицельно и глубоко не занимались.