О ситуации судили в основном по выкладываемым в сетях картинкам с “плавающими” авто, провалившимися в затопленные арыки прохожими и прочей “эффектной” натурой. Складывалось впечатление, что происходящее становилось предметом забавы части интернет-аудитории. Хотя надо отдать должное профессионалам, пытавшимся дать объективный анализ ситуации. К сожалению, их редкие голоса тонули в потоках надрывных новостей.
Толком не разобравшись, что происходит, но озаботившись, что же делать, в конце концов взор свой пишуще-говорящие обратили в сторону властей, требуя немедленного решения, чего не могло быть в принципе.
“Проблема есть и будет, мы сейчас ее решаем. В целом по городу ситуацию мы держим под контролем”, – пояснил аким Алматы Бауыржан БАЙБЕК в ходе селекторного совещания правительства во вторник.
А сутки спустя новостные ленты транслировали выступление заместителя алматинского мэра Ерлана АУКЕНОВА, который на совещании по вопросам развития арычной системы дал развернутую картину проблемы.
“В целом, 50 процентов арычной сети города находится в неудовлетворительном состоянии, и основная проблема – это застройка индивидуального жилищного строительства и архитектурная застройка, которая проводилась без учета изменения климатических условий”, – отметил он.
И заодно посетовал на культурный уровень жителей: “В некоторых домах люди с балкона мусор кидают, не хотят вниз спускаться и жалуются в акимат, что КСК не работает”.
К сказанному нужно добавить озвученную градоначальником официальную статистику: “Только с апреля по март коммунальными службами произведена очистка рек, канальной и арычной сети на 188 километров, вывезено более 5 тысяч кубометров льда и снега, более 17 тысяч кубометров твердого бытового мусора”. Последнее впечатляет особенно!
А вот данные городской службы “109”. Из 10 794 кубических метров грязекаменной массы, мусора и снега, извлеченных спасателями за последние полгода из русел алматинских речек, почти 80 процентов, или 8 586 кубических метров, составили отходы жизнедеятельности человека.
Проще говоря, понаехали-понастроили абы как, авось, небось, да как-нибудь, мусорят везде, а городу разгребай. Причем за счет бюджета, то есть добропорядочного налогоплательщика.
Ну, если повезет, деньжат в помощь подкинет центр – благо премьер-министр вызвался сам пройтись по арыкам: “Мы походим с вами (с акимом. – Авт.), когда приеду, ногами с вами походим по арыкам…”.
Возможно, сумму транша увеличат, если премьеру еще покажут недавно присоединенные к мегаполису бывшие территории Алматинской области – Алатауский и Наурызбайский районы, где, оказывается, на 400 километрах инвентаризированных участков никогда не было ни арычной, ни ливневой сети.
К слову, многие путают два этих понятия, не отличая арычную сеть от ливнёвки. Первая предназначена для орошения городской зелени, вторая – для отвода сточных вод. Но об этом позже.
Дело прошлое
Наслушавшись речей рассуждающе-вещающего люда, все решили, дескать, не было такого в городе испокон веков – и баста! А все случившееся произошло “знаем из-за кого”. Дабы освежить память, снова сошлюсь на слова акима: “В последний раз аналогичная аномалия была в 1957 году, когда выпало 64 миллиметра осадков”. Думаю, что местные погодоведы подготовили для городского главы истинные данные. Это во-первых.
Во-вторых, не поленился покопаться и в истории городской власти. Благо доступ к интересующим общество документам сегодня открыт. Много интересного, скажу я вам, там можно увидеть.
Вот, например, завсельхозотделом Алма-Атинского горисполкома тов. Килибаев в своей записке о состоянии ирригационной сети города и мероприятиях по ее улучшению информирует председателя горсовета депутатов трудящихся тов. Дуйсенова о крайне неудовлетворительном состоянии арычной системы, служившей, как оказывается, не столько водоотводной, сколько оросительной сетью для зеленых насаждений Алма-Аты, которые из-за местных природных условий “могут произрастать только при искусственном орошении”.
А “на многих улицах широтного направления – Октябрьская, М. Горького, Ташкентская и др. – совершенно отсутствуют уличные оросительные каналы”.
Дальше – больше: “При постройке новых объектов арыки перекрываются, в результате чего целые районы (!) на долгое время остаются без воды… Решения Исполкома Городского совета по этому вопросу от 24/VIII-1960 г. строительными организациями, инспекцией Госархстройконтроля и управлением зеленого строительства не выполняются…”
Бил в колокола тов. Килибаев и по поводу того, что проект генплана реконструкции городской арычной сети не находит своего применения и имеет историческую давность.
Более того, “все эти серьезные недостатки в снабжении зеленых насаждений города поливной водой за последние годы неоднократно поднимались (теперь внимание!) на многочисленных собраниях рабочих и служащих предприятий и учреждений, партийных конференциях, сессиях районов и города, а также на страницах печати”.
Заканчивает ответственный товарищ свой доклад тем, что “считал бы необходимым дополнительно рассмотреть этот вопрос и навести в городе с оросительной системой и эксплуатацией должный порядок…”.
Знакомая картина, не правда ли? Это я к тому, что композиционно она формировалась лет так не менее пятидесяти, а то и более.
Дали ли ход письму тогдашнего завсельхозотделом горисполкома или нет, неведомо. Однако спустя примерно семь лет, точнее – 20 июля 1967 года, исполком Алма-Атинского горсовета депутатов трудящихся (иных быть не могло – тунеядцы пребывали в местах не столь отдаленных) в лице его зампредседателя тов. Статенина разродился бұйрық-распоряжением за № 464 “Об упорядочении полива зеленых насаждений и об усилении ответственности за сохранность арычной сети”.
Заслуживает внимания третий пункт документа, в котором архитектурно-строительному контролю при городском отделе по делам строительства и архитектуры поручается “установить наблюдение с целью запрещения перекрытия и порчи арычной сети и труб в местах строительства, а там, где это необходимо, устраивать обводные арыки или прокладывать временные трубы, строго привлекая к ответственности застройщиков и подрядчиков, виновных в нарушении данного распоряжения”.
Навели ли порядок с арыками после грозного распоряжения тов. Статенина, тоже незнамо. Известно только, что четыре года спустя, в 1971 году, на строительство и реконструкцию оросительной сети города Алма-Аты городские власти выделили порядка 2,5 миллиона рублей. По тогдашнему курсу Госбанка СССР (0,9–1,1 руб./доллар) это примерно 2,5 миллиона “зеленых”. Пересчитаем на сегодняшний национальный курс – грубо выходит около 1 миллиарда тенге.
Мы за ценой не постоим
Построили ли в Алматы систему ливневой канализации, требовавшейся тогда и сейчас городу, или все ограничилось арычной системой, на которую взвалили водоотведение осадков, история умалчивает. Но даже если ливнёвка существует, аномальные осадки она явно не переварила.
Судя по словам выступавшего на правительственном селекторе акима Алматы Байбека, городские службы еще с прошлого года готовились к нештатным ситуациям – в 2016 году начаты строительство новых и капремонт старых арычных сетей в Алатауском, Ауэзовском и Бостандыкском районах протяженностью 15,1 километра. Определен перечень улиц для арычных сетей протяженностью 276,3 километра, на которые требуется разработка проектно-сметной документации.
“Мы с прошлого года начали эту системную работу, завершили, и сейчас этот вопрос рассматривается. Также на проведение первоочередных работ по ремонту арычных сетей протяженностью 26,3 километра планируется дальнейшее выделение значительных средств из бюджета. На ближайшем рассмотрении этот вопрос решим”, – пояснил градоначальник.
Какие это “значительные суммы”, которые власти “сольют” на арыки и канализацию, неизвестно. Но, видимо, никак не меньше, чем в 60–70‑е годы. Причем речь идет пока об арыках.
К ним однозначно нужно добавить расходы, которые в ближайшее время поглотит только “непослушная” Каргалы, прославившаяся на всю страну сильным селем. “На 7,7 километра из местного бюджета выделено порядка 2 миллиардов тенге… и к концу лета планируем капитально сделать – с бетоном, скамейками, освещением, прогулочными зонами в этом районе укрепления реки”, – отметил глава города.
В то же время, выделив из местного бюджета 169 миллионов на разработку проектно-сметной документации для строительства селезащитных плотин в верховье реки Улкен Алматы (Большая Алматинка) и Аксайском ущелье, а также реки Коксу и плотины Мынжелки, аким Алматы просил премьера поддержать само строительство.
Пойдет ли на это правительство – вопрос открытый.
Возвращаясь к напечатанному
Безусловно, все затеянное – дело нужное и безотлагательное. Иначе риски быть затопленным или, того хуже, накрытым селем у Алматы будут неуклонно возрастать.
Впрочем, одними финансовыми вливаниями здесь не обойтись.
Пора бы уже, невзирая на лица, прекратить церемониться с застройщиками, чьи объекты в погоне за прибылью возводятся вопреки здравому смыслу.
И навести наконец-то порядок с жильем, правдами и неправдами построенным вдоль горных речек, которые местные жители без зазрения совести используют в качестве канализации и мусоропроводов.
Отдельная тема – строительство ливневой системы. Денег на нее пока нет, но их нужно искать. Проблема в том, что дождевая вода, стекающая с проезжей части и тротуаров, содержит различные масла и иные небезопасные для окружающей среды химические элементы. Попадая без очистки в оросительную систему арыков и далее в речки, что сегодня происходит, она наносит непоправимый ущерб экологии города.
Город просто обязан построить новую систему ливневой канализации и очистки.
Если хотите – это здоровье наших детей, здоровье нации.
Хватит ли у нас, алматинцев, терпения, сил и возможностей для этого – вопрос тоже пока открытый.
Давид ЯН, АЛМАТЫ