В то же время среди силовиков идут разговоры о том, что на сферы влияния посаженных и отошедших от дел главарей ОПГ сейчас вроде бы нацелился хоть и молодой, но весьма перспективный лидер по прозвищу Дикий Арман. Однако, может, это всего лишь так, выдумки, а с организованной преступностью у нас уже полностью покончено? И потому ЮРУБОП уже не нужен? Но не будем забывать о том, что он держит на контроле все ОПГ в Алматинской, Жамбылской, Южно-Казахстанской, Кызылординской областях, Алматы, а также Юго-Восточный транспортный департамент полиции.
Сотрудники ЮРУБОП обладают богатым опытом, а также наработками по лидерам различных преступных кланов.
Согласитесь, без этого подразделения противостоять оргпреступности, наверное, будет весьма непросто. Конечно, в областных и городских ДВД есть управления по борьбе с организованной преступностью. Но они борются с ОПГ лишь в границах своих регионов.
Первое в республике Северо-Западное РУБОП, которое боролось с ОПГ в Атырауской, Мангистауской, Западно-Казахстанской, Северо-Казахстанской и Акмолинской областях и в Астане, было организовано еще в 2001 году экс-министром внутренних дел Каирбеком Сулейменовым. Однако просуществовала эта структура чуть больше года. Затем создали Восточное РУБОП, которое вскоре тоже расформировали. После чего из восточного региона по всей республике и даже за рубеж разлетелись представители местной оргпреступности. Затем появились Южное, Центральное и опять Западное региональные управления. К настоящему времени осталось лишь ЮРУБОП. Казахстанские ОПГ оправились после массовых арестов и начали мстить?
Разгром крупнейших ОПГ
Без всякого сомнения, несколько спецопераций, блестяще разработанных и проведенных сотрудниками КНБ и МВД в 2017 году, буквально обезглавили крупнейшие преступные сообщества республики.
Это произошло в самый подходящий момент: силовики предотвратили назревавшую криминальную войну.
И в настоящее время судебные процессы по делам задержанных боссов и бойцов ОПГ – в самом разгаре. На скамье подсудимых оказалось сразу несколько лидеров мощных преступных кланов.
Например, один из отцов-основателей ОПГ “Четыре брата” Еркин Избасар. Вместе с ним были задержаны 26 его подельников, в том числе высокопоставленный сотрудник полиции. По версии следственных органов, Еркин Избасар создал свой собственный “филиал” “Четыреховских” в западном регионе республики и с 2003 года по декабрь 2016-го организовал в Актюбинской области широкомасштабные хищения сырой нефти.
Глава ОПГ “Депутатский корпус” Муратхан Токмади по прозвищу Мурка уже признал свою вину в заказном убийстве банкира Татишева.
Главу третьей группировки – Адыл Кытая, имевшего интерес на “Хоргосе”, среди прочего, сейчас обвиняют и в организации заказного убийства известного казахстанского кикбоксера Аскара Коханова.
В сети силовиков угодил и Шпек, ранее входивший в ОПГ “Четыре брата”, а потом возглавивший группировку своего собственного имени.
С ним несколько подручных. К слову, Шпек отличался очень крутым нравом, за что и снискал себе уважение в определенных кругах.
Вообще, противостояние полиции и ОПГ напоминает поединок Геракла с лернейской гидрой: у криминалитета точно так же на месте одной срубленной головы вырастают сразу несколько. Едва опера задержат главаря или несколько ключевых фигур какой-нибудь отдельно взятой ОПГ, как на их месте появляется сразу несколько новых. Так, после смерти лидера “Атаба” его группировка раскололась на три новых.
Когда же был задержан “смотрящий” за южным регионом республики криминальный авторитет по прозвищу Абрам, его место заняли двое молодых людей.
Последние 25–30 лет в Казахстане было создано несколько десятков крупных преступных сообществ, для которых криминал – обычное, даже, можно сказать, будничное занятие. Состав самый разный – от уголовников-рецидивистов и спортсменов до вполне респектабельных граждан. Последним руки свои марать нет никакого смысла. Ведь для грязной работы есть обычные торпеды – рядовые бойцы. Дело Адыла Кытая: “Грязный ствол” и самоподжог
Все течет, все меняется…
Для того чтобы понять ситуацию, сложившуюся в южном регионе, а также в республике, необходимо, выражаясь языком гадалок, раскинуть пасьянс.
Начнем с воров в законе, информация о которых, а также о казахстанских ОПГ имеется в свободном доступе на интернет-сайтах.
Леха Маймыш, он же Леха Семипалатинский, он же Титаник, был коронован в 1997 году в Москве. Его подручные занимались производством алкогольных напитков из контрабандного спирта, а также контролировали часть маршрутов наркотрафика. Сам Маймыш “курировал” казахстанские следственные изоляторы и колонии. Несколько лет назад был осужден, а освободившись, переехал в РФ.
Вор в законе Серик-Голова в настоящее время отбывает срок.
Лет пять тому назад у нас пытался закрепиться уроженец Кыргызской Республики, вор в законе Камчи. Однако правоохранительные органы двух государств не дали ему такой возможности, и Камчи вынужден был уехать в ОАЭ.
Там же вроде бы сейчас находится и другой вор в законе – Самара. В Казахстан с важной миссией его делегировали боссы российского криминалитета. Самара должен был выполнять обязанности “смотрящего”. Но из-за вмешательства полиции этому не суждено было сбыться…
Криминальный авторитет Рафик Чимкентский, ОПГ которого контролировала южные каналы наркотрафика, сейчас также отбывает наказание. И повлиять на ситуацию из-за решетки ему, наверное, будет весьма затруднительно. Чем прославился криминальный авторитет Рафик Чимкентский, задержанный в России
Другой лидер, правая рука боссов “Четыреховских”, около трех лет назад был арестован в одной из стран Евросоюза. Правда, недавно он, говорят, вернулся, но на родине пробыл недолго и уехал.
Многие из перечисленных казахстанских криминальных тузов поддерживали самые тесные связи с российским криминалитетом. Например, с братьями Львом и Михаилом Черными, которые сейчас проживают в Израиле (откуда, как известно, нет выдачи). А также с главой группировки “Измайловская” – вором в законе Антоном Измайловским и его “коллегой”, вором в законе Михасем.
Волки в бизнес-шкурах
Большинство лидеров казахстанских ОПГ титул криминального авторитета совсем не радует. Что неудивительно. Они пытаются маскироваться под вполне законопослушных бизнесменов. Как, например, тот же Муратхан Токмади. Еще несколько лет назад начальник департамента криминальной полиции МВД РК Султан Кусетов заявил, что социально-экономические реформы в республике переориентировали организованную преступность.
И лидеры ОПГ наряду с крышеванием наркобизнеса, проституции и торговли похищенными автомобилями стали настойчиво пытаться проникнуть в топливно-энергетическую, зерновую сферы и строительство.
Что, собственно, вполне удалось и Адылу Кытаю, и Токмади, и Еркину Избасару. Видимо, пришла пора не только легализовать средства, добытые преступным путем, но и захватывать новые источники дохода.
В свои лучшие времена ОПГ “Четыре брата” контролировала на юге и западе республики сбыт наркотиков и ГСМ, игорный, зерновой, яичный бизнесы, вещевые рынки и автостоянки, занималась контрабандой спирта и товаров, следующих через таможню “Хоргос”. Кроме того, вложилась и в игорно-развлекательную отрасль в РФ. “Четыре брата”. Суд
ОПГ “Рыжий Алмаз” – детище двух Алмазов: Черного и Рыжего. Оба погибли. После них место лидера заняла дама по прозвищу Айка. Сфера влияния в основном в Алматы: автосалоны, вещевые рынки, торговля ГСМ.
ОПГ “Атаба” до того, как распалась на три группировки, контролировала продажу алкогольных напитков, вещевые рынки и имела интерес на таможне “Хоргос”.
ОПГ “Адайцы”: контроль за Центральным рынком в Алматы, грузоперевозками из Казахстана в РФ и сетью малых частных предприятий, АО, ТОО в Карагандинской области.
ОПГ “Абрам” возглавлял бывший содержатель общака по прозвищу Абрам, который контролировал продажу ГСМ и наркотиков.
ОПГ “Рыбачинские” до последнего времени являлась одной из мощных группировок. Но после трагической гибели в ДТП ее лидера дела пошли резко вниз.
ОПГ “Устькамановские” в Алматы являлись гостями. По договоренности с “Четырьмя братьями” и другими контролировали проституцию. Как Адыл Китай чуть не "наехал" на Дикого Армана
До тех пор пока вышеперечисленные ОПГ были в силе, на кусок их пирога не мог покуситься никто.
Теперь же дело другое. На смену прежним приходят новые лидеры. Такие, как Дикий Арман. Кстати, у него не раз возникало недопонимание и с Адылом Кытаем, и со Шпеком.
Сейчас, когда они сидят, а главари других ОПГ либо отошли от дел, либо покинули сей бренный мир, Дикий Арман, возможно, захочет стать новым боссом?
К молодому и удачливому главарю, наверное, поспешат примкнуть и бойцы из других ОПГ? Так что, если ЮРУБОП все-таки реорганизуют, надо сделать все, чтобы не растерять кадры. Они ведь еще пригодятся?