Тему изучила корреспондент медиапортала Сaravan.kz.
Столь знаменательное представление – поистине торжественный день для ребят, которые блистают на сцене своими талантами и вдохновением, радуя приглашенных зрителей изумительным показом. Юные артисты – участники театральной студии, они долго готовились к этому концерту, оттачивали свои таланты, вокальные данные и танцевальные па. А руководили ими опытные наставники.
"Мои ученики очень ответственно относятся к своему выступлению, любят радовать ценителей искусства, творчества, особенно детского. Просто потрясающе, что так много ребят участвует в представлении. Что касается программы, то у нас в запасе почти десять балетных номеров – ребята станцуют по два танца – те, кто уже давно ходит на занятия, те же кто недавно начал заниматься балетом, станцуют по одной композиции и будут участвовать в красивейших номерах, таких как «Полонез» и «Красная шапочка» из балета Петра Чайковского «Спящая красавица». А еще примут участие в заключительном номере «Тарантелла» на замечательную музыку композитора Готшалка", — раскрыла некоторые секреты программы мероприятия руководитель детской студии балета Галия Бурибаева. Добавив, что дети для нее – постоянный источник вдохновения, но их таланты необходимо направлять в нужном векторе, обучая.
"Когда они занимаются в нашей студии, то учатся ритму, слушать и слышать музыку, открывают в себе актерские данные и развивают в себе уверенность. При этом от самооценки ребят весьма зависит и желание выйти на сцену. Я считаю, что должна каждому из них помочь открыть свое внутреннее «Я», не бояться публики, научиться верить и доверять себе. И – да, в этом также очень могут родители, потому как дети очень уязвимы, им нужна поддержка, чтобы реализовывать свои задумки и задачи", — подчеркнула педагог.
Кстати, на концерте начинающие артисты будут выступать на одной сцене с детьми из хоровой студии. Интересно, что для всех них костюмеры «Астана Опера» приготовили яркие наряды. Таким образом, на концерте прежде всего зрителей ждет детское творчество. Публика увидит, как маленькие дети стали или становится артистами.
"Мы готовим «Аве Марию» И.С.Баха и Ш.Гуно, два номера из «Stabat Mater» Дж. Перголези, «Неаполитанскую песенку» П.Чайковского, «The Sound of Music» Р. Роджерса. А также произведения казахской музыки, такие как «Заман-ай» Т. Мухамеджанова, «Шолпан» Е. Брусиловского, «Ақ көгершін» А. Жубанова, народные песни «Қараторғай», «Япурай». В завершение программы мы предложим песню о добре и мире С. Еркимбекова «Добрая мечта». Наши юные артисты готовятся к серии оперных спектаклей, которые запланированы на ближайшее время. И, хотя это требует дополнительных усилий и времени от ребят, каждый из них вкладывает свою душу в этот процесс. Для них это не просто работа, а возможность раскрыть свой творческий потенциал. Ведь именно в этом и проявляется сила искусства, которая в итоге затрагивает сердца зрителей. Кроме того, я очень рада, что в таком современном мире гаджетов ребята могут от них отвлекаться и творить что-то необычное и радостное, светлое и очень полезное для себя и для зрителя", — подчеркнула руководитель детской хоровой студии «Астана Опера» Алтынганым Ахметова.
Кстати, напомним, что детская студия «Астана Опера» была создана в 2013 году. Воспитанники хоровой и балетной студий регулярно участвуют в спектаклях и концертах из репертуара театра.
А с 2022 года в «Астана Опера» добавилось еще одно направление – студия театральных ремесел. Так что накануне концерта зрители могут побывать на вернисаже работ юных мастеров и художников из этой студии — выставка проходит в фойе театра. Как сложится творческий путь юных артистов – никто не может сейчас сказать, но то, что они сейчас соприкоснулись с миром искусства, безусловно, сделает их более эрудированными, воспитанными и ответственными.
Тем более, что столичный театр «Астана Опера» — это такой мир, который создается всеми и каждым в отдельности, и только тогда на сцене проявляет себя волшебный мир. И в нем задействованы не только взрослые, но и сами ребята, которые пришли в него не случайно – театр стал для них вторым домом. Это уже упомянутая балетная студия и студия театральных ремесел, это хоровая студия, которая очень важна для любого театра, особенно оперного, потому как без нее невозможно работать.
Руководитель этого отделения в столичном театре «Астана Опера», хормейстер Алтынганым Ахметова и помогает постигать волшебство создания необычного мира на театральной сцене, помогает также открыть в детской личности музыкальную гармонию, что становится ключиком к дальнейшим выступлениям. Об этом и не только она поделилась в интервью.
— Алтынганым, чем отличается работа с детьми от работы со взрослыми артистами?
— Практически ничем, потому что дети, выступая на сцене, выкладываются с не меньшим усердием. Зрители ждут от них того же, то есть это артисты, и неважно, маленькие они или взрослые. Потому-то и сценарии проведения мероприятий, концертов совершенно одинаковы при взаимодействии как с детьми, так и со всеми остальными артистами. Разница лишь в одном – это сам ход работы, когда необходимо учитывать в обязательном порядке голосовые данные и физические особенности, а значит, и возрастные, маленького артиста. Ведь детский голос более «нежный», «хрупкий». Да и отвлекаются от процесса дети гораздо чаще, нежели взрослые. Так что необходимо все это учитывать.
— Действительно ли ребята быстро переходят от выполнения одной задачи к другой? Как вы справляетесь или используете эти моменты, чтобы ребенок был активен в выбранной им сфере?
— Отмечу, что ребята всегда мотивированы сделать свою «работу» как можно лучше. И на это нужно обращать внимание. потому что если нет интереса к оперному искусству, нужно искать что-то другое, и не настаивать конкретно на опере. Бывает и так, что ребенку вообще сцена не интересна, тогда приходится говорить родителям, чтобы те присмотрелись к интересам своего ребенка, и, может быть, отправили его на занятия по английскому языку, на уроки рисования или занятия спортом. Для нас очень важен результат, и он не должен зависеть от настроения, усталости. Он просто должен быть. Хочет ребенок – мы идем навстречу, добиваемся цели, но, конечно, при этом учитываем много чего еще. Например, во время работы даем больше пауз – детский голос нельзя перенапрягать. Или приходится их отвлекать чем-то интересным на пару-тройку минут, потом – снова работа. Или ребята сами делятся прочитанным, услышанным, мы все это обсуждаем. Поскольку понятно – ребенку труднее держать время репетиции, он ведь еще не профессионал. Так что и шум, и баловство тоже имеют место быть. Но мы стараемся отвлекать ребят какими-то играми, обращаем их внимание на что-то другое. Дети должны расти в гибкой среде.
— Присутствует ли среди детей вашей студии дух единения, команды?
— Естественно, что каждый из них хотел бы играть первую скрипку, но я пытаюсь донести до них, что солировать непросто. И когда один из них все-таки становится солистом в каком-то спектакле, то он все начинает понимать сам – как это трудно, ответственно, сколько нужно приложить усилий, знаний и т.п. При этом каждому я стараюсь вложить мысль, что солист не может быть один – да, да, ему нужен тот, кто его заменит, поддержит. Особенно делаю упор на сбережение здоровья, чтобы дети следили за собой как на улице, так и дома.
Так что индивидуум – это хорошо, но в театре вряд ли такое возможно, потому что театр – это только совместное творчество. например, только музыканты – это одна четвертая всего коллектива, который работает в театре.
Добавьте к этому солистов, хор, в том числе детский, оркестр — каждый коллектив, который работает отдельно, а потом объединяют свои усилия. Так рождается чудо искусства. И все они должны при этом постараться и сдать свою работу только в лучшем виде. Не следует забывать об актерской деятельности и о работе на сцене, связанной с технической стороной выступлений.
Потому что все вместе, повторю, и создает тот самый дух совместного творчества. Например, при репетиции оперы «Богема» рассказываем, почему необходимо переместиться с одной стороны на другую, что поднимется на пять метров, всем вместе. Иначе возникнут сложности с техникой безопасности, потому как ребята работают на сцене не одни, и они это видят и все правильно понимают. Так что участие в таких больших сценах тоже создает чувство единения, общности с происходящим не только среди детей, но и во всем театре. С другой стороны, понятно, что, когда приходят новые ребята в наш уже сложившийся коллектив, они не сразу понимают, что происходит. Однако выходы в зрительный зал помогают им тоже осознать это. Более того, они прислушиваются к тем, кто уже в курсе происходящего на сцене. Тем более, что старшие ребята присматривают за более младшими, и все понимают, они – наедине со зрительным залом и дирижером. Вот тут как раз тоже и проявляет себя дух команды.
— Каждый год в репертуаре театра появляются новые спектакли. В каких из них участвуют дети из вашего хора?
— Во-первых, это пять опер, что исполняются на Большой сцене. Во-вторых, это две оперы, которые проходят в камерном зале имени Байсеитовой. Плюс еще четыре постановки, в которых ребята участвуют, как артисты миманса.
— Какими должны быть ребята, чтобы их личность развивалась гармонично и музыка этому способствовала?
— Я уверена, что за время пребывания в театре дети получают очень много. Это и владение голосом и своим телом, взаимное общение с другими детьми, внимательность, умение помогать и быть в команде, а еще – навыки общения на различных языках. Например, на итальянском, казахском, французском. Так что трудно говорить о каком-то одном качестве. Однако главное – это получение общечеловеческих принципов, развитие детей в духовном плане.
— Как вы оцениваете успехи вашей детской хоровой студии? Есть какие-то особые моменты этого?
— Знаете, когда дети выходят на сцену – это для них ни с чем не сравнить. Овации, признание зрителей – очень важная составляющая часть успеха для каждого артиста, в том числе юного.
— Как вы считаете, насколько важно музыкальное образование в жизни подрастающего поколения?
— Думаю, что это во многом способствует развитию детей. Любое искусство, и музыкальное в частности, прививает верные векторы в духовном плане, воспитывает в любви и гармонии. А еще это – воспитание в последующем зрителя, который тонко будет воспринимать прекрасное. Да и театр не останется в стороне в его дальнейшей жизни. Потому что те, кто посвящает себя постижению искусства, однозначно становятся другими в своем восприятии окружающего. Они очень отличаются от тех, кто «зависает» лишь на играх в компьютере или в телефоне. У них растет любознательность, они стремятся к познанию мира, развивается память и музыкальный слух. Поэтому, однозначно, музыкальные навыки весьма важны!
— У вас есть дети, которые ходят на занятия в хоровой студии с самого начала ее открытия?
— Наша студия существует вот уже 10 лет. Те, кто посещал ее с самого начала, это Дарига Мусаева – она стала учащейся оперной академии Astana Opera. Также есть те, кто обучался потом в Лондоне, есть и те, кто выбрал Италию. Да и вообще наша студия оказала сильное влияние на то, какую профессию потом выбрали наши ученики. Многие из них, кстати, стали учащимися по классу вокала в разных учебных заведениях. Отмечу, что многие из наших выпускников, приезжая и выступая на сцене «Астана Опера», обязательно дают о себе знать, рассказывают о своей жизни. И это радует.
— Еще кто-либо в вашей студии помогает детям найти себя в музыке?
— О, это множество людей. Например, Николай Коршунов – режиссер, он занимается с ними мизансценами, помогает в вопросах актерского мастерства, доносит то, что хотели бы видеть постановщики. Также это Ирина Кургузкина, которая работает концертмейстером, плюс ее коллега – Айгерим Амангельдиева.
— Что бы вы пожелали тем, кто только решает прийти к вам в хоровую студию?
— Обязательно четко уяснить, что наша студия – не кружок, а начало овладения профессией. К тому же очень важно напутствовать и родителей, которые, как правило, желают много чего своим детям, но забывают, что это все-таки дети, и они устают от слишком сильной нагрузки. Необходимо также не забывать и понимать, что мы – серьезное учреждение, в котором требования немалые. Если ребенку интересно – он будет заниматься, если нет – ничего не поделаешь. Потому что трата энергии и, главное, времени никому не нужна. Необходимо обязательно определиться – чего же хочет на самом деле сам ребенок. Если он готов к самоотдаче – добро пожаловать к нам, чтобы постигать тайны музыкального искусства.
Астана