Военные считали, что промышленность насытила армию 45- и 76-миллиметровыми пушками, теперь мощности нужны для крупных калибров. О том, что надо пополнять мобилизационные запасы, как-то не задумались. Кроме этого, штабисты считали, что воевать немцы будут толстобронными танками, против которых пехотная артиллерия бессильна. Это сыграло злую шутку с Красной Армией.
В первый год Великой Отечественной войны вермахт захватил тысячи орудий разных калибров. По оценке германского командования, артиллерия РККА потеряла 50 процентов своего парка. Из складов и запасов доставали всё, что могло стрелять. Под Москвой использовали даже орудия середины XIX века. Надо было срочно перевооружать Красную Армию.
Одним из ведущих советских конструкторов был Василий Грабин, глава конструкторского бюро на артиллерийском заводе № 92 в Горьком (Нижний Новгород). По его оценке, вермахт имел более 50–60 тысяч орудий. Чтобы превысить возможности противника, надо было увеличить объемы довоенного производства дивизионных, танковых и противотанковых пушек в 18–20 раз.
На тот период это было практически невозможно, так как каждое орудие было уникальным изделием. Чтобы заменить деталь на пушке, надо было сначала подогнать деталь напильником по месту. Поэтому никто из наркомата обороны не верил, что такой рост производства возможен.
Проанализировав ситуацию, Грабин принял решение коренным образом модернизировать всю работу и своего КБ, и артиллерийского завода. Условием роста производства он считал не рост станочного парка и производственных площадей, а качественные изменения производства. Это означало создать новую пушку с меньшим числом деталей и большей их технологичностью, разработать высокопроизводительную технологию, использовать скоростное проектирование и поставить изготовление орудий на поток.
Прежде всего, конструкторское бюро отказалось от последовательного проектирования артсистем и перешло к скоростному параллельному проектированию. Все узлы нового орудия создавались разом. Это потребовало применить методы комплексного планирования работы бюро с тем, чтобы все отделы работали синхронно.
Конструкторы были обязаны так создавать детали, чтобы выполнить жесткие нормы времени на изготовление пушки и ее отдельных механизмов уже на производстве. В большей степени успех или неуспех дела решала степень технологичности конструкции. Это этап малой модернизации.
Второй этап. Большая модернизация – модернизация остальных элементов пушек, с изменением технологии.
И третий этап – разработка и внедрение во всех цехах рациональной технологии.
Модернизация требовала простоты и малой трудоемкости во всем. Например, у каждого из пяти орудий КБ Грабина был свой затвор. Самый простой был у пушки ЗИС-2. На его основе был создан унифицированный затвор для всех изделий. В нем была всего 51 деталь вместо 116.
Затем объектом модернизации стали машины и станки. 54 модернизированных станка и 50 многоместных приспособлений к ним заменили 164 универсальных станка, позволили освободить 2 453 квадратных метра производственной площади, перевести на другую работу 247 рабочих и сэкономить 23 900 тысяч рублей.
Одним из самых сложных в изготовлении был казённик. Его делали рабочие высших разрядов. Анализ показал, что после переработки этого узла все его ответственные детали можно делать на специализированных станках. Такие станки изготовили на заводе. Отработали технологию. К станку поставили бывшую домохозяйку, и она быстро перекрыла планы. А мастеров с высшей квалификацией использовали на других участках.
Рациональная технология заставила создать новые специальные и агрегатные станки, высокопроизводительные приспособления и специнструмент. Было спроектировано и изготовлено 27 типов специальных станков.
Внедрив рациональную технологию, завод № 92 впервые в истории поставил изготовление артиллерийских систем на поток. К концу 1941 года завод стал давать пушек в 5,5 раза больше прежнего.
В это же время КБ завода закончило разработку новой противотанковой пушки ЗиС-2. Затем была создана дивизионная ЗиС-3. Это орудие стало основным для Красной Армии. У немцев она известна как “Ратш-бум”. Только его завод произвел более 48 тысяч единиц. Кроме этого, горьковский завод начал изготавливать около 20 моделей орудий, вооружал танки Т-34, Т-34-85, КВ, Т-44, САУ-76. Всего за годы Великой Отечественной войны СССР произвел 188 тысяч орудий, против 102 тысяч орудий на заводах Германии и ее союзников. Что и стало залогом победы в войне…
Казахстан регулярно объявляет модернизацию своей экономики. Однако, как правило, рост производства достигается самым дорогим способом – через расширение или создание новых предприятий. Никто не использует внутренние резервы. Причин тому много. Во-первых, так выгоднее, если используются бюджетные средства. Во-вторых, содержание ученых всегда кажется дорогим удовольствием. В-третьих, промышленность практически потеряла саму научную базу. Дешевле купить готовую производственную линию, уже апробированную на другом производстве, чем создавать ее с нуля. Именно поэтому при разработке всех планов и проектов упор делается на привлечении иностранных инвестиций.
При такой экономической политике можно добиться роста экономики. Так, благодаря притоку инвестиций Казахстан в 2014 году в 3 раза увеличил ВВП относительно уровня 2009 года, поднял промышленность в 2 раза, в 1,5 раза увеличил число действующих предприятий. Но дальше, и мы это знаем по опыту, рост упирается в потолок. Промышленности уже некуда расти, так как она слишком сильно зависит от зарубежной научной базы. Поэтому или правительство найдет, как заставить предприятия вкладываться в науку, или промышленность страны так и останется на вторых ролях в экономике.