Как соседи на нас зарабатывают - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+5 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как соседи на нас зарабатывают

Как соседи на нас зарабатывают

Киргизия хочет вступить в Таможенный союз. Как заявил вице-премьер КР Джоомарт Оторбаев, вступление в ТС – это не политическое решение. Этот шаг продиктован мотивами развития экономики и повышения благосостояния граждан. Весь экспорт страны, кроме золота, уходит в страны Таможенного союза.

  • 11 Октября 2013
  • 12016
Фото - Caravan.kz

И уже сегодня Киргизия неплохо зарабатывает на Казахстане. Но что это для нашей экономики – соседская помощь или медвежья услуга?

Молоко

Ни для кого не новость: мы пьем киргизское молоко, даже если на упаковке написано “Сделано в Казахстане”. По информации АО “Казагромаркетинг”, в 2012 году в республику ввезли 55 тысяч тонн молока, и большей частью из Киргизии.

Юг Казахстана зависит от поставок из соседней страны, поскольку там не хватает собственного молока, ведь основные производители молочной продукции находятся в Алматинской области, рассказала эксперт “Молочного союза” Лидия МИХЕЕВА.

– Когда санитарные врачи закрывают границу для молочных изделий, они должны думать, что выгоднее для Казахстана: разрешать ввозить готовую продукцию или все-таки сырье, чтобы дать возможность работать нашим предприятиям. Наверное, выгоднее запрещать ввоз уже переработанного молока, но разрешать импорт сырца.

Оценочно молочная промышленность КР зарабатывает на Казахстане 330 миллионов тенге чистыми в год.

Овощи

Практически в каждом крупном городе северной Киргизии работает оптовый рынок, откуда овощи фурами везут в Казахстан. Если надо, товар перевезут рефрижератором, вагоном или самолетом.

По оценке председателя Союза таможенных брокеров Геннадия ШЕСТАКОВА, минимум треть овощей, поставляемых в Казахстан зимой, родом из Киргизии. Это означает, что местные крестьяне самостоятельно, без всяких реляций правительства сумели создать продовольственный пояс вокруг южной границы Казахстана.

Но, оценивая оборот этого бизнеса, понимаешь, что не все ввозимые овощи были выращены в Киргизии. И тут не обошлось без реэкспорта.

Чуть ли не половина овощей завезена из Пакистана. Картофель, редька, капуста, баклажаны, свекла, морковь. Пакистанские оптовики не щепетильны и берут любые деньги – доллары, рубли, тенге и сомы. Здесь валютный курс уже не так важен, так как оптовая цена овощей в Казахстане и России в разы выше оптовых цен в Пакистане, маржа в 100 процентов здесь обычное дело.

Прибыль от экспорта овощей в Казахстан, включая реэкспорт из других стран, может составлять не менее 2–3 миллионов долларов в год.

Ремонт автомобилей

То, что в Бишкеке цены на ремонт авто дешевле алматинских и астанинских в 1,5–2 раза, знают все. Но вот на деле проверить это решаются немногие. Главная причина – непонятно, чего ожидать в другой стране. Да и, завидев казахстанские номера, все местные – от придорожного торговца арбузами до инспектора ГАИ – радостно включают счетчик на свои услуги и товары.

Тем не менее в этой сфере в Бишкеке уже сложился свой рынок. За небольшую сумму можно найти агента-помогайку, который подскажет, где купить запчасти, где работает нужный мастер и какая у него квалификация.

Понятно, мотаться в Бишкек ради небольшого ремонта невыгодно, поэтому к местным услугам присматриваются те, чья машина нуждается в крупном ремонте или покраске “вкруговую”.

Оценочно на сервисе автомобилей киргизские СТО на казахстанских клиентах зарабатывают 1 миллион долларов в год.

Реэкспорт

Кто не знает, что самый крупный рынок Центральной Азии находится в Киргизии? Исследование Всемирного банка “Клубок шелка: безграничные базары и приграничная торговля в Центральной Азии”, подготовленное в 2010 году, показало, что рынок “Дордой” под Бишкеком в полтора раза больше алматинской барахолки, его оборот составляет около 3,5 миллиарда долларов ежегодно. Товарооборот этого рынка вместе с другим крупным базаром “Карасуу” в Оше составляет 90 процентов всего розничного оборота страны. Зачем такой большой рынок нужен такой маленькой стране?

Так страна зарабатывает деньги. Вступив раньше всех своих соседей в ВТО, Бишкек понял, что может выиграть на разнице в ценах в странах-производителях и странах-потребителях. В итоге два базара – “Дордой” и “Карасуу” – стали основными узлами, соединяющими сеть базаров, охватывающую всю Центральную Азию. Примерно три четверти общего объема сбыта базаров Киргизии приходится на иностранных граждан.

“Дордой” обслуживает Казахстан и часть России. Некоторые торговцы с этого рынка уверенно говорят, что их территория простирается от Иркутска до Урала.  Рынок “Карасуу” охватил своим товаром Таджикистан и Узбекистан.

Прибыль киргизских компаний от реэкспорта в Казахстан составляет примерно 300 миллионов долларов в год.

Легкая промышленность

Только официально рынок изделий легкой промышленности Казахстана составляет 3,1 триллиона тенге. Ведь каждому из нас нужна минимум пара штанов, пара рубашек, комплект белья, обувь, головной убор зимний и летний, куртка или пальто, постельные принадлежности, полотенца и многое-многое другое. А если учесть серый и черный импорт, то эти цифры увеличатся в разы.

Поэтому председатель Ассоциации предприятий легкой промышленности Любовь ХУДОВА недоумевает, как могут предприниматели считать рынок Казахстана узким и для промышленного производства неудобным. Тем не менее это так. Мы одеваем-обуваем себя только на 9 процентов.

– Фактически казахстанские предприятия работают только на обеспечение нужд бизнеса или под госзаказ. Розничный рынок отдан импорту. А здесь царствуют фабрики Китая, Турции и соседней Киргизии, – рассказала Л. Худова “Каравану”. – Причем импорт из Киргизии состоит из двух частей: собственного производства и реэкспорта. Но ни одна из этих частей в официальную статистику Казахстана не попадает. Весь товар завозится челноками по льготному режиму.

Одежда, производимая в Киргизии, заняла самую дешевую нишу. Тем не менее швейные цеха развиваются в Бишкеке очень быстро. Правительство страны понимает, что легкая промышленность дает занятость для населения, поэтому оно даже не облагает такие предприятия налогами. По сути, такие цеха платят только сбор за каждые 10 швейных машин.

Оценочно Киргизия поставляет в Казахстан продукции легпрома на 5 миллионов долларов в год.

Рабочая сила

Население Киргизии составляет 5,5 миллиона человек. 2,5 миллиона из них – трудоспособное население. Миллион из них постоянно находятся на заработках в Казахстане и России.

По мнению министра экономики КР Темира Сариева, в 2012 году объем переводов в Киргизию составил 3 миллиарда долларов. Переводы мигрантов составляют одну треть в структуре ВВП страны.

На работу выезжают в основном молодые люди до 35 лет, проживающие в Чуйской и трех южных областях страны. Это как раз самые молодые и густонаселенные регионы страны. В то же время аналитики Евразийского банка развития отмечают: пока эти средства идут в основном на потребление, но постепенно увеличивается тенденция инвестиций в развитие малого бизнеса, главным образом – в розничной торговле.

Туризм

Ежегодно Киргизия принимает до 2 миллионов туристов. Половина из них – реальные туристы, отдыхавшие в санаториях или путешествовавшие по стране. 95 процентов – жители России и Казахстана. Туристы оставили в стране 75 миллионов долларов.

Только отдых на Иссык-Куле дает стране 4 процента ВВП.

Правительство КР разработало собственную программу развития туризма. Всего же на территории Киргизии расположено 80 туристических зон, отличающихся друг от друга. По видам туризм будет делиться на горнолыжный, спелеотуризм, спортивную охоту, рыбную ловлю, треккинг, сбор лекарственных трав и горных ягод, альпинизм.

Цель-минимум – обслуживать 3,5–4 миллиона туристов в год. Тогда туризм станет одним из основных секторов экономики. Он потребует сотен тысяч рабочих рук, которые сегодня работают за рубежом.

Краткий обзор экономики Киргизии показывает, что связи этой страны с Казахстаном и Россией очень крепки и выгодны. Правда, выгода эта больше односторонняя: Киргизия научилась подстраиваться под запросы своих больших соседей и зарабатывать на их слабостях.

Киргизы научились получать деньги не только на относительно обеспеченных соседях, но и на откровенно бедных: почти весь импорт ширпотреба в Узбекистан и Таджикистан идет из Оша.

Именно поэтому Астана и Москва с настороженностью относятся к планам вступления Бишкека в Таможенный союз: пользуясь своим членством в ВТО и защищая мизерные таможенные пошлины, Киргизия завтра вполне может стать каналом, через который в наши страны будет завозиться все – от трусов до тепловозов. А это может убить наши экономики.

Суммарно только на Казахстане Киргизия получает прибыль не менее 1 миллиарда долларов.