Как Семей 200 миллионов потерял - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Семей 200 миллионов потерял

Как Семей 200 миллионов потерял

Завершилась четырехлетняя история продажи междугородного автовокзала Семея.

  • 2 Июля 2018
  • 16644
Фото - Caravan.kz

В результате городская казна недополучила внушительную сумму, так как одни чиновники не увидели фатальной ошибки в расчетах, другие – повода для уголовного дела, третьи – проигнорировали судебное решение.

1:1 в чью пользу?

В 2014 году у местного автовокзала стало два владельца – акимат и частный предприниматель. Последний соорудил пристройку к зданию вокзала. И хотя она была вдвое меньше, эксперты почему-то оценили ее в 91 миллион тенге, тогда как основное вокзальное здание, гораздо большей площади, – всего в 87 миллионов. Благодаря этому у частного собственника оказался во владении 51 процент стоимости вокзала. Ну а поскольку его планировали выставить на торги и либо передать в частное доверительное управление, либо продать, владелец большей части акций, конечно, получил бы преимущества в покупке. А то, что город за пустяк потерял бы одно из самых прибыльных муниципальных предприятий, уже мало волновало власти. Зато всполошились депутаты и общественники.

– Чтобы отменить это решение, нам пришлось обращаться в Агентство по делам госслужбы и противодействию коррупции, – отметил депутат маслихата г. Семея Кайрат МИРАШЕВ.

– Вопрос никак не решался на городском уровне, тогда я обратился к акиму Восточно-Казахстанской области, но никакого ответа не получил. Пришлось ехать в Астану и встречаться лично с главой Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции Кайратом КОЖАМЖАРОВЫМ. И только после этого началась проверка ситуации с автовокзалом, – вспоминает член общественного совета Семея Николай ИСАЕВ.

В ходе этой проверки, проводимой сотрудниками агентства, выяснилось, что и сама процедура создания двух собственников у вокзала, и строительство пристройки были проведены с нарушением законов.

Заодно аудиторы выяснили, что стоимость той самой спорной пристройки составляет не 91, а всего 43 миллиона тенге.

Местным чиновникам согласиться бы, но они принялись оспаривать результаты проверки в суде. И это, как минимум, странно. Не чиновники, а общественники начали битву за городскую собственность. Им, а не властям показалось важным, чтобы город не отдал с убытком прибыльный объект. И вместо того, чтобы пересмотреть ситуацию, городские финансовые ведомства начали тяжбы с ведомством антикоррупционным. В итоге в течение двух лет состоялось два процесса в разных судах Восточно-Казахстанской области, и один – в Верховном суде. В Семее разгорается скандал вокруг муниципального автовокзала

Все инстанции подтвердили результаты проверки Агентства по делам госслужбы – и процедура, и оценка прошли с нарушением норм закона. Более того, судом было рекомендовано привести всё в первоначальное состояние.

Прибыль или убытки?

Словом, автовокзал отстояли. Но ненадолго, так как он еще до начала всей этой катавасии на правительственном уровне был внесен в число объектов, подлежащих приватизации. Зачем государство избавляется от высокодоходных предприятий, непонятно. Но на региональном уровне изменить такое решение невозможно, и в прошлом году состоялись первые торги по продаже вокзала. И вот здесь уже стала очевидной реальная стоимость этого объекта. Максимально было предложено 600 миллионов, на втором месте оказалось предложение в размере 530 миллионов тенге.

Но тут проявилась вторая странность. Каким-то образом в сумме продажи автовокзала оказалась кредиторская задолженность за пристройку в размере 91 миллион тенге.

– Каким образом вновь появилась эта сумма, если официальная проверка Агентства по делам госслужбы выявила, что реальная стоимость пристройки составляет 43 миллиона, нам выяснить так и не удалось, – подчеркивает общественник.

Почему отдел финансов Семея включил увеличенную стоимость? Почему теперь уже и антикоррупционное ведомство не обратило на это внимания? Ответов нет. Более того, максимальную сумму на торгах предложил человек с фамилией и отчеством, совпадающими с фамилией и именем владельца спорной пристройки к автовокзалу.

Но сумму-то предложил, а вот выплатить ее не смог. По условиям торгов, победитель конкурса получал автовокзал в доверительное управление, обязывался провести там ряд работ, а через год должен был выплатить заявленную сумму. Но ни первого, ни второго за год выполнено не было. Автовокзал вновь вернулся в собственность города. И в этом году его вновь выставили на торги. Однако опять в стоимость была включена все та же неправомерно завышенная кредиторская задолженность в 91 миллион. Продажа опять не увенчалась успехом, так как был заявлен всего один покупатель. И только на повторных торгах вокзал был продан за 310 миллионов тенге.

– В казну города поступило более 300 миллионов тенге, которых могло бы и не быть, если бы в свое время мы не поднимали этот вопрос, – заявил депутат Кайрат Мирашев. – Я предложил направить эти средства на обеспечение электроснабжением поселков Ушактар и Комсомольский.

Общественники же считают, что город мог получить больше.

– Если бы, как нам обещали, против фигурантов истории с ценой основного здания и пристройки было возбуждено уголовное дело, мнимого покупателя с предложением 600 миллионов просто не было бы, и город заработал бы на продаже вокзала 530 миллионов. Но в реальности в казну поступило всего 310. Из-за вовремя не возбужденного дела город потерял 220 миллионов, что для бюджета Семея является внушительной суммой, – сетует Николай Исаев.

Какой стимул бороться?

В любом случае благодаря вмешательству депутатов и общественников автовокзал был продан не за 87 миллионов, как предполагал первоначальный сценарий, а за сумму в три с половиной раза больше. Как аукнулась Семею деятельность предыдущего акима

– Самое пугающее в этой истории то, что не государственные служащие борются за приумножение государственной казны и выявление коррупционных схем, а общественники. Странно для меня и то, что подразделения Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции не довели дело с автовокзалом Семея до конца. Между тем именно это ведомство регулярно просит казахстанцев бороться с любыми проявлениями коррупции.

В 2015 году, когда мы начали отстаивать автовокзал, на меня была организована травля, меня запугивали, отговаривали, давили. Столько усилий, нервов, времени было потрачено, чтобы автовокзал продали с большей выгодой для государственного бюджета.

Кто согласится повторить такой путь? Пока реальная ситуация будет такой, только единицы решатся прилагать какие-то усилия для борьбы с проявлениями коррупции, а нормой жизни это не станет, – убежден член общественного совета Семея Николай Исаев.

СЕМЕЙ