Позвонили нам как-то защитники животных и заявили: а вы знаете, мол, каким образом мясо попадает на ваши столы?
Понятно, каким, отвечали мы, но на другом конце провода не унимались. Выяснилось, что волонтеры и члены движения за гуманное отношение к животным, по совместительству ратующие еще и за качество продукции “халял”, уже давно наблюдают за нашими рынками, где скот забивается.
– Вы представляете, какие объемы проходят через каждый из них ежедневно?! Вы знаете, откуда везут туда мясо? Кто его забивает? Сколько туш приходится разделывать забойщикам ежедневно?
На все эти вопросы, как мне показалось, должны были дать ответ компетентные органы.
Обратились в городскую СЭС. Но там нам ответили: нет, мы тут ни при чем, за забоем должны следить ветеринары, это их компетенция и прямая обязанность.
В ветинспекциях мы попросту запутались. Районные ветеринары в Алматы отвечают только за базары и состояние скота в городе, в пределах которого забой производится только на крупном мясоперерабатывающем предприятии – мясокомбинате.
А то, что творится за пределами города, – не их епархия, а уже областная…
Между тем один из крупных рынков, на котором реализуется мясо оптом и в розницу, находится как раз за городом.
По уверениям продавцов, мясо везут туда из Кордая. Но скептики не унимаются: откуда в Кордае столько мяса? Наверняка из соседней Киргизии!
Везти мясо местных производителей из более дальних областей и районов в Алматы просто невыгодно – транспортные расходы поднимут его цену до небес. Вот и получается, что продовольственная безопасность нашего мегаполиса, бывшей столицы, напрямую зависит от прихоти ближайшего соседа?
Но вернемся к способу забоя. Защитники животных настаивали, что на крупных рынках из-за нехватки рабочих рук и элементарного времени забой производится по ночам, и тогда вместо гуманного убиения в ход идет обыкновенное убийство с помощью молотка, топора и других подручных средств… О каком халяле речь?
На самом оптовом рынке мы тоже побывали. Встретились с забойщиками, нам показали их рабочее место и лабораторию для проверки качества продукции. Рассказали, что все делается чуть ли не в стерильных условиях, что, прежде чем забить скот, забойщик произносит “бисмилла”, что, покуда вся кровь из животного не вытечет, его не разделывают. Но ведь в лаборатории этого не проверишь…
Представив сотни и тысячи тонн мяса, продаваемого ежедневно на рынках Алматы, мы тоже усомнились. И осадок, что называется, остался. И мясо с тех пор на базаре стараемся не брать.
А недавно случился и вовсе небольшой скандал, который ветеринары с неохотой принялись разбирать. Одна из наших читательниц, рьяно взявшаяся за чистоту и качество подаваемого в кафе мяса, сделала контрольную закупку… собачьего мяса в одном кафе. Вызвала ветеринарную инспекцию. Составили акт и отправили его в ДВД Алматы. По закону подавать мясо собак в Казахстане не разрешено. Но и не запрещено.
Оказалось, что это один-единственный зарегистрированный случай реализации собачьего мяса в истории нашего города за последние пять лет! Нет, я не смеюсь над тобой, дорогой читатель. Просто создается ощущение, что насмехается над нами кто-то другой. Например, ветеринары и СЭС, которые кивают друг на друга.
Жанар КАНАФИНА