Как сделать скорую еще быстрее? - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
+1 °C
Алматы
2024 Год
21 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как сделать скорую еще быстрее?

Как сделать скорую еще быстрее?

Зачем травматологической клинике понадобилось переделать целый этаж под один, но большой приемный покой и по какому принципу теперь здесь действуют медики, рассказывает заместитель главного врача по лечебной работе клинической больницы № 4 города Алматы, травматолог-ортопед Канат ТЕЗЕКБАЕВ.

  • 4 Марта 2017
  • 2119
Фото - Caravan.kz

– В марте прошлого года мы реорганизовали приемный покой в Emergency room (отделение скорой помощи), чтобы сделать нашу экстренную помощь более доступной для пациентов. Раньше у нас, как и во многих больницах, экстренных пациентов привозили в комнату ожидания. А потом водили или возили по кабинетам узких специалистов. Хирург осмотрит – не мое, зайдите к травматологу, тот проверит – отправляет в кабинет к терапевту. И прежде чем за больного брались нужные в его случае специалисты, зря уходила уйма времени, – рассказывает Канат Тезекбаев. – Лечение затягивалось из-за пресловутой кабинетной системы, которая напрягала не только пациентов, но и медиков. Сейчас же у нас, как только больной попадает в Emergency room, его сразу встречает мультидисциплинарная бригада специалистов – от хирурга, травматолога, невропатолога до терапевта и даже гинеколога. Каждый смотрит свою патологию. Процесс значительно ускоряется. Систему можно сравнить с ЦОНом (центр обслуживания населения), работающего по принципу одного окна. Только наш ЦОН имеет медицинскую направленность, а вместо окон – большое количество зашторенных кабинок для осмотра пациентов в одном большом холле.

– Как же проходит обследование?

– Каждая кабинка становится для пациента на время осмотра его личным пространством, куда приходят все врачи. Специалисты вместе обсуждают, выставляют предварительный диагноз, назначают какие-то обследования. Сюда же подвозят мобильную установку ультразвуковой диагностики (УЗИ). Тут же у пациента берут кровь на анализ. Больной уже не бегает по всем кабинетам сам.

Это не просто повышает качество осмотра. Тем самым каждый специалист разделяет со своими коллегами ответственность перед пациентом за правильность назначений и лечения. Чья бы это патология ни была – травматолога, невропатолога или хирурга. Тут сразу образовывается некий консилиум: обсудили всей бригадой и назначили меры экстренной помощи.

Печатаем звуки?..

– Следующий этап в Emergency room – электронная версия истории болезни и медицинской карты пациента. И здесь тоже ноу-хау. Заполняют ее без привычного стука по клавиатуре, через голосовой файл. Каждый доктор на микрофон наговаривает сведения о жалобах пациента и своих предписаниях. И сразу же этот звуковой файл преобразуется в печатный документ. Он и ложится в электронную историю болезни. Это колоссально экономит время врача. А пока доктор диктует свои выкладки, уже поступают готовые анализы крови, рентгеновские снимки, карты обследования МРТ (магниторезонансная томография), КТ (компьютерная томография) больного.

– Через электронную сеть они также поступают в его историю болезни, – продолжает Канат Тезекбаев. – Когда после выписки мы отпускаем пациента домой, лечиться амбулаторно, историю его болезни мы можем передать в актив поликлиники по месту жительства.

Вся эта электронная программа называется “Авиценна”. При необходимости ее можно открыть на любом электронном устройстве. Например, если с жалобами обращается кто-то из родственников больного. Допустим, они имеют претензии к лечению или что-то недопоняли: подходят ко мне, называют фамилию, и я могу прокомментировать, что показал рентгеновский снимок, какой был перелом, как лечили врачи. Пациенты должны уходить от нас с пониманием, какие процедуры они получали.

Более того, у нас есть отдаленный доступ к этой базе данных – доктор может дома посмотреть историю болезни на своем смартфоне. Если, к примеру, назначил анализы больному, а вечером, когда уехал домой, стал волноваться, то может посмотреть эти анализы и позвонить медсестре, сделать следующие назначения. То есть это вариант круглосуточного наблюдения за пациентом.

– Бедные врачи! Им и дома от работы не скрыться?

– Ну, это может занять всего минуту-две, зато он появится утром на работе, а процесс лечения уже продолжается.

Мы создали версию этой программы и на казахском языке. А следующим этапом, наверное, будет английский вариант. К примеру, при подготовке к Универсиаде у нас углубленному английскому языку было обучено 9 врачей. Они работали с иностранцами сами, без волонтеров.

На Универсиаде врачи показали класс!

– Когда перед зимней Универсиадой 2017 года к нам приезжали врачи ФИСУ (Международная федерация студенческого спорта) из Англии, Нидерландов, Америки, то, посмотрев наши системы Emergency room и “Авиценна”, они дали свое положительное заключение: в случае заболеваний или травм наша клиника готова принимать спортсменов. В общей сложности за период проведения соревнований к нам в клинику обратился 31 пациент с Универсиады. Поступали спортсмены, судьи, волонтеры, обслуживающий персонал из разных стран. Среди них были двое тяжелых пациентов. Один из устроителей горнолыжной трассы, россиянин, получил очень серьезную травму. Гемопневмоторакс, перелом двух ребер, при котором обломками костей было поранено легкое и разгерметизировалась грудная клетка. Это очень опасно, поскольку при такой травме легкое обычно спадается, человек не в состоянии дышать и может погибнуть. Благо его доставили к нам своевременно. Мы наложили дренажи, и легкое расправилось. Уже на второй день он мог передвигаться, себя обслуживать. А через 6 суток был выписан на амбулаторное лечение. Его забрали коллеги. Кстати, когда он лежал в клинике, к нам приезжала большая делегация врачей из Красноярска – города, который будет принимать у себя следующую зимнюю Универсиаду. Они смотрели, как у нас организована медицинская помощь, очень хорошо отзывались о клинике и хотят взять за основу наш опыт.

Из Италии к нам поступил один видеоинженер. По дороге на соревнования он почувствовал онемение в конечностях и сразу же обратился к своим спортивным докторам. Те тут же вызвали “скорую помощь”. И в сопровождении полиции его доставили к нам. Мы провели обследование, сделали УЗИ сосудов шеи, компьютерную томографию головного мозга. Но это результатов не дало. Тогда провели МРТ сосудистой системы и выявили очаг инсульта, очаг ишемии в головном мозге.

– То есть первые обследования ничего не показали?

– Да, но доктора на этом не остановились и обнаружили проблему, выявили очаг и в пределах так называемого терапевтического окна, в течение 4,5 часа, когда еще можно вылечить инсульт, ему была сделана тромболизисная терапия. Введен особый препарат, растворяющий тромб, и восстановлен кровоток по перекрытому тромбом кровеносному сосуду. Буквально на следующий день этот пациент уже разговаривал и самостоятельно передвигался.

По этому случаю к нам в клинику приезжало большое количество репортеров. Правда, казахстанцы по-разному реагировали на наши усилия. Кто-то говорил: здорово, молодцы! А кто-то отозвался скептически: мол, если бы с таким диагнозом поступил местный пациент, может быть, подобного эффекта и не было бы. Хотя из тех казахстанцев, кто попадал к нам в это терапевтическое окно, многих мы пролечили именно такой методикой. Главное, пациенту нужно вовремя обратиться, если инсульт или малейшее подозрение на него. Мы готовы помогать всем, и в первую очередь нашим гражданам.

– Не пройдя такие манипуляции, можно стать инвалидом?

– Да. Не все знают, чем может грозить инсульт. Ну а этот проект – прием пациентов всеми врачами в одном месте – впервые в Казахстане был осуществлен именно у нас в больнице. И теперь подобные системы планируется открыть в других клиниках страны.

– Мы можем посмотреть?

– Да, пойдемте. Вот смотрите, здесь, в Emergency room, нет никаких очередей. Вот рентген-кабинет, здесь перевязочная, отсюда подвозят пациентов. Если что, все доктора сразу оказываются рядом.

– Чем-то напоминает полевой госпиталь…

– Если поступает очень тяжелый пациент, как только первые мероприятия проведены, сразу его по красной линии везем к лифту, поднимаем на 3-й этаж в отделение реанимации. На полу есть указатели. Это так называемая триаж-система, сортировка. Красная линия – дорога в реанимацию или в инсультный центр, желтая – для пациентов средней степени тяжести, которых кладут в больницу, а зеленая линия – для пациентов, которые сразу после оказания помощи отправляются домой на амбулаторное лечение.

И Универсиада у нас в целом прошла здорово. При подготовке к ней управление здравоохранения проводило учения, когда вероятный пациент якобы попадает в нашу клинику. Были соревнования между медицинскими учреждениями. Более того, в городе открыты две вертолетные площадки. У нас, в 100 метрах – на прилегающей к больнице территории, и в 7-й городской клинической больнице. Так что в случае необходимости обе могут быть задействованы.

А вот и наша достопримечательность. Нигде нет, а у нас есть паспорт больницы, напечатанный по методу Брайля, для незрячих пациентов: какие врачи, какие манипуляции здесь проводят. Вчера профессор Шнеттлер, наш друг из Германии, директор двух университетских клиник, травматолог-ортопед, который часто проводит у нас мастер-классы, сказал: “Я весь мир объехал, нигде в клиниках не видел, чтобы путеводитель-справочник по больнице специально для незрячих изготавливали…”.

– А по чьему примеру оборудовали эту систему приема экстренных пациентов?

– Мы ее создавали по международному опыту, попытались развернуть приемное отделение лицом к пациенту и применили мультидисциплинарный подход. В этом приемном зале раньше располагались подсобные помещения и кабинеты, а теперь он играет важную роль в ускорении экстренной помощи пациентам. Рядом комната ожидания для родственников. На стене – монитор, работающий в режиме видеонаблюдения. На нем родственники видят, что в данный момент происходит с пациентом, как его повезли на рентген, куда отправят потом.

Реконструируется у нас и старое здание, в нем идет сейсмоусиление. К концу года надеемся открыть там ЧКВ-центр – современное отделение чрескожного вмешательства. В нем малоинвазивными методами будут лечить больных с сердечной патологией, делать коронарографию. Следующим этапом будет дальнейшее развитие нейрохирургической службы для лечения пациентов с инсультами. Основное направление клиники – травматология, но сейчас у нас развивается еще и урология. Закуплен шикарный аппарат для дробления камней в мочеточнике и мочевом пузыре. Проводятся высокотехнологичные гинекологические операции.

В прошлом году управление здравоохранения города закупило нам систему навигации. При помощи нее у пациентов с травмами позвоночника и таза можно будет более точно определить место поражения и производить эндопротезирование. Еще в конце прошлого года нам приобрели передвижной компьютерный томограф. Это вообще была наша мечта. То есть прямо на операционном столе во время операции мы можем в 3D-режиме воспроизвести зону перелома, чтобы восстанавливать костные структуры. Это очень удобно. А у наших врачей еще много планов и новых идей.