После трагических событий в Шаныраке обсуждение проблем внутренней миграции стало в Казахстане привычным делом. Бывает, за месяц только в Алматы (или, правильнее «только в одном Алматы»? — но это уже иная трактовка) проходит по нескольку дискуссий на данную тему. Но — сдвинула ли хотя бы немного такая дискуссионная активность проблему внутренних мигрантов в сторону поиска реальных методов ее решения?
Речь не о проблемах собственно жителей Шанырака и Думана. Там, конечно, позитивные движения есть, и серьезные, что на днях на очередной дискуссии — круглом столе «Экспертный совет по теме «Внутренняя миграция в Казахстане и проблемы жителей микрорайонов Шанырак и Думан», проведенном Центром социально-политических исследований, — подтвердил Конысбай Дуйсенов, представленный как «активист и представитель» жителей двух упомянутых микрорайонов. Еще бы — если бы после того беспредела , который случился в Шаныраке, не было позитивных движений!
Они были предопределены и самим фоном, и активностью общественных движений, сумевших добиться куда больших успехов, чем в когда-то декларировавшейся борьбе с застройкой природоохранных зон на Чимбулаке. Но дала ли эта дискуссионная волна какие-то рецепты того, как пытаться в принципе решать проблемы переселенцев из провинциальных, сельских регионов Казахстана, в большие города?
В основном, до сих пор спор идет вокруг юридических аспектов адаптации внутренних мигрантов и пресечения конфликтных ситуаций. Что, безусловно, важно, хотя на целый ряд вопросов ответов не дает. Например, юридическое закрепление их права на предоставление мест в детских садах, о чем говорил юрист РОО «Шанырак» на упомянутом выше круглом столе. Оно насколько справедливо с моральной и юридической точки зрения, настолько же малореализуемо на практике в нынешних условиях, когда и горожане стоят на очереди на место в государственных детсадах.
Нельзя сказать, что экономической стороны проблемы внутренней миграции никто не касается. Например, на одной из дискуссий сотрудница алматинского акимата, занимающаяся этим направлением, изложила свой опыт анализа мотивов внутренней миграции на примере хорошо знакомой ей Кызылординской области. Там, заметила она, с 2003 года, «когда были приняты Земельный кодекс и Закон о земле», «в связи с переходом на рыночные отношения», из-за нерентабельности были ликвидированы порядка 240 населенных пунктов («в них начали самовольно переселяться люди из Узбекистана», подчеркнула сотрудница акимата).
— Если раньше у нас было развито отгонное животноводство, существовали хутора из пяти — шести домов, то после этого они были ликвидированы, люди переселились в города, — заметила она.
Стоит заметить, что такое замечание, помимо прочего, мало перспектив оставляет для планов возрождения животноводства. Но сейчас речь не об этом.
В целом на сегодня приходится констатировать, что в части предложения конкретных мер по ослаблению проблемы внутренней миграции в принципе, реализуемых, при наличии политической воли властей, их воз продвинулся не очень далеко.
Что мешает? Конечно, высокая степень сложности проблемы. Также — период переживаемого страной экономического и социального кризиса с совершенно неясными перспективами.
И то, что обсуждения и движения по этому вопросу начались совсем недавно. Приближение к устраивающему всех положению очень медленное, а вызовы внутренней миграции обостряются.
Одним из конкретных дел для могла бы стать система мер по реанимации профессионально-технического — среднего и начального образования. То есть, поддержка уцелевших и возрождение «почивших в бозе» профтехучилищ и бывших техникумов (будем использовать здесь прежнюю терминологию, а то в нынешней легко запутаться).
Эксперт Дмитрий Верхотуров, изучавший в прошлом году казахстанские проблемы с внутренней миграцией, отмечал, что надо бы принимать меры по улучшению системы среднего образования, но никакой детализации не предложил (очень удобная позиция!).
Между тем, на наш взгляд, в работе по воссозданию системы профтехобразования есть большой потенциал. Во-первых, однозначно, что в стране имеется дефицит, а, следовательно, и спрос на большое количество технических специальностей. В частности, в сфере жилищно-коммунального хозяйства. И не только. Лет пять назад, во время визита большой германской экономической делегации в Алматы, ни кто-нибудь, а сам Сергей Терещенко говорил немцам, что в Казахстане дефицит порядка 20 тыс. сварщиков и просил помочь в их подготовке. Не хватает квалифицированных слесарей, электриков. Если бы было больше предложение специалистов по ремонту и техобслуживанию, к примеру, оргтехники или автомобилей, была бы выше конкуренция в этих сферах. Знакомые производители мебели в последнее время, получив заказы, тоже не могут найти должного количества и качества рабочих. Фактически, любая техническая отрасль экономики и ЖКХ сегодня испытывают очень серьезный кадровый голод. И даже кризис его совсем немного ослабил.
Главная проблема внутренних мигрантов и, в первую очередь, молодежи, это отсутствие у них «городских» специальностей. Что и заставляет их соглашаться на самые низкоквалифицированные и низкооплачиваемые работы, что потом, «по кругу», осложняет все социальные задачи. Например, не дает возможности получить нормальный кредит. Обладание техническими специальностями резко повысит конкурентоспособность мигрантов и их социальные перспективы. Более того, откроет возможности для внешней трудовой миграции для наиболее квалифицированных. А заодно, если подготовка в ПТУ и техникумах станет достаточно масштабной, это сузит сферы приложения для внешних трудовых мигрантов в самом Казахстане.
Может быть, целесообразно было бы начать реанимацию системы образования с наиболее базовых специальностей, в привязке именно к потребностям сферы ЖКХ. Ее колоссальные износ и то, что горожане традиционно не склонны в массовом порядке идти на такие специальности, гарантирует высокий спрос на выпускников с такими специальностями.
Возможно, было бы полезно сначала воссоздавать те техникумы и училища, которые располагались не в самих крупных городах, а по их периферии, в городах-спутниках и райцентрах. Вероятно, это сделало бы несколько дешевле стоимость обучения — все-таки, например, в Иссыке жить подешевле, чем в Алматы. А это — вопрос доступности обучения для большего количества молодежи.
Изложу еще одно соображение. Может быть, первые годы целесообразно продумать систему льгот для привлечения к работе преподавателями нынешних практических специалистов. Без чего-то похожего, наверное, уже не обойтись: «разрыв поколений» в данной сфере чрезвычайно велик.
Пока еще остался некоторый кадровый ресурс для работы в воссоздаваемых техникумах и ПТУ. Конечно, это уже, в основном, сильно немолодые люди, но — тем более надо спешить с запуском такой программы. Надо будет и продумывать возможность привлекать лучших выпускников к преподавательской работе. Хотя, конечно, после определенной практики: сантехника не экономика, чтобы ей обучать, необходим собственный профессиональный опыт.
Понятно, даже сеть ПТУ и техникумов вокруг крупных городов проблему миграции, в целом, не решит. Но сможет серьезно ее ослабить, если программа по развитию профтехобразования получила бы серьезное развитие.