Как разложится партийный "пасьянс"? - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
25 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как разложится партийный "пасьянс"?

Как разложится партийный "пасьянс"?

Сразу после выборов Президента пошли разговоры о будущем двухпартийном Парламенте. Тут же с подачи Ермухамета Ертысбаева возникла идея о создании некой партии предпринимателей. Однако эта идея умерла, так и не родившись.

  • 22 Апреля 2011
  • 2333
Фото - Caravan.kz

В стране и без того множество партий, которые отражают интересы разных слоев общества. Понятно, что они должны как-то себя проявить в новых условиях. За политическую модернизацию высказался недавно и сам Президент.

О том, как пойдет в Казахстане дальнейшее “партийное строительство”, беседа с директором центра актуальных исследований “Альтернатива” Андреем ЧЕБОТАРЕВЫМ.

– В своем недавнем интервью вы возразили по поводу создания  партии предпринимателей. Она невозможна в принципе или только на сегодняшний день?

– Как показывает практика зарубежных стран, в большинстве из них нет политических партий, специально созданных для представления и защиты интересов частного бизнеса. Как правило, это входит в задачи партий правоцентристской ориентации, стоящих на либеральных и консервативных позициях, но с точки зрения отстаивания общих ценностей – рыночная экономика, частная собственность, конкуренция и т.д.

Предпринимательские же партии являются продуктом в основном политической практики постсоветских государств. Видимо, это связано с тем, что предприниматели здесь сформировались как особая социальная группа, к тому же не интегрированная полностью в правящую элиту. Если крупный бизнес (и то не весь!) может быть аффилирован с государственной бюрократией, то малый и средний бизнес – нет. Поэтому предприниматели и нуждаются в ассоциациях или партиях, которые будут отстаивать их интересы, прежде всего перед государством.

В принципе при желании те или иные бизнесмены могут создать партию. Однако, насколько известно, руководство Казахстана не одобряет участие представителей бизнеса в политической жизни страны. Серьезной необходимости в этом у властей не наблюдается.

Три варианта

– Не кажется ли вам, что после отказа Тимура Кулибаева создать на основе “Атамекена” новую партию в рядах уже существующих партий начнется “драчка” за место стать второй, третьей…?

– Думаю, что явная и скрытая борьба за место второй парламентской партии ведется внутри партийного спектра с момента внесения в 2009 году в законодательство о выборах соответствующих поправок. И даже если сейчас на политическом поле страны появится новая партия, претендующая на эту позицию, просто так никто из действующих партий ей уступать не станет.

– Какая же из партий сегодня имеет реальные шансы стать таковой и благодаря чему – своему лидеру, платформе, лояльности к власти и т.п.?

– Если власти все же пойдут на формирование нового созыва Мажилиса Парламента исключительно на двухпартийной основе, то здесь возможны следующие три сценария:

Первый: выбор в пользу лояльной левоцентристской партии. В данном случае такая партия может быть создана путем объединения идейно близких друг другу Партии патриотов Казахстана, КСДП “Ауыл” и, возможно, также Коммунистической народной партии Казахстана в одну партию, причем, скорее всего, с новым названием. Хотя эти партии имеют весьма низкие рейтинги, однако на прошедших президентских выборах они практически поддержали руководство страны. “Патриоты” и “народные коммунисты” придали этим выборам конкурентный и плюралистический характер, а партия “Ауыл” участвовала в деятельности пропрезидентской коалиции “Казахстан-2020”.

Второй: выбор в пользу умеренно-оппозиционной правоцентристской партии. С учетом существующего расклада сил в партийно-политической системе Казахстана такой партией может стать ДПК “Ак жол”. Возможно, что эта партия будет рассчитывать на определенную признательность со стороны властей в связи с тем, что ее лидер Алихан Байменов отказался от борьбы за президентский пост. К тому же, по различным социологическим данным последних двух лет, “Ак жол” стабильно занимает второе место в соответствующих рейтингах после “Нур Отана”.  

Третий: выбор в пользу умеренно-оппозиционной левоцентристской партии. Данный вариант предполагает выход на уровень второй парламентской партии ОСДП “Азат” при условии занятия ею умеренно-конструктивной позиции по отношению к действующей власти. Ей также могут “засчитать” дистанцирование от более непримиримых оппонентов в лице Компартии Казахстана и НП “Алга!”. К тому же, не участвуя в президентских выборах, социал-демократы сохранили ресурсы для парламентской кампании.

 “Молодо-зелено…”

– Как вы можете объяснить появление сразу нескольких “зеленых” партий – на основе движения “Табигат” Мэлса Елеусизова, “Руханият” и еще одной – пока  находящейся в зачаточном состоянии?  Почему при всем богатстве выбора они зациклились на “зеленой” идее?

– Мэлс Елеусизов с инициативой создания в Казахстане партии зеленых впервые выступал еще в 1993 году. Этой партии до сих пор нет на политической арене страны. Скорее всего, у Елеусизова нет серьезной поддержки со стороны как властей, так и населения, а также необходимых материальных ресурсов.

Учредительный съезд Республиканской экологической партии “Менін Казакстаным” прошел в декабре 2005 года в Алматы. Ее председателем был избран неизвестный ранее в общественно-политических кругах доктор технических наук Мусагали Дуамбеков.

Что касается партии зеленых “Руханият”, то она провела в 2010 году серьезный ребрендинг, связанный с изменением как идеологии и соответствующего ей названия, так и руководящего состава.

Кстати:

Конкретные меры по политической модернизации Президент озвучил в своей инаугурационной речи.

Этот процесс предполагает расширение полномочий Парламента и ответственности правительства, совершенствование выборного процесса, децентрализацию власти и делегирование полномочий регионам, развитие эффективной многопартийности и системы ответственных и свободных СМИ, обеспечение эффективности судебной системы и ужесточение мер по искоренению коррупции. Он также добавил, что речь здесь идет не просто о совершенствовании тех или иных организационно-структурных элементов политико-властной системы, а о “дальнейшей демократизации общества” и развитии “реальной демократии”.