Как работодатель на рабочего работает - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+5 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как работодатель на рабочего работает

Как работодатель на рабочего работает

Иностранные фирмы, работающие в Казахстане и нанимающие сотрудников и рабочих из казахстанских граждан, как правило, гораздо тщательнее соблюдают права и гарантии трудящихся, нежели отечественные компании.

  • 14 Сентября 2005
  • 1104
Фото - Caravan.kz

Во всяком случае, для рабочего человека, недовольного своими работодателями, «найти управу» на китайских и турецких начальников гораздо легче, нежели решить трудовые споры с местным хозяином.
С крупными, широко известными фирмами и предприятиями, ведущими бизнес в Казахстане, проблем «работодатель-работник» почти не возникает. Устроиться в американскую или европейскую фирму — по-прежнему мечта любого среднестатистического специалиста, независимо от профессии.
Иное дело работодатели из стран, которые можно отнести к так называемому «третьему миру». Не сказать, чтобы Казахстан прямо таки заполонили китайские или турецкие МП или СП. Но в последний год-два в ЮКО заметно активизировалась деятельность иностранцев, причем не только и не столько в областном центре — Шымкенте, но в сельских районах.
Практически каждый месяц регистрируется новое предприятие или филиал той или иной иностранной компании, с заявленными фондами свыше или около ста миллионов тенге.
Деловые интересы самые различные — от скупки лома до ремонта Арнасайской плотины.
Естественно, иностранные компании не обходятся без того, чтобы нанимать казахстанских рабочих. По примерным подсчетам департамента минтруда, на иностранные компании в ЮКО трудоустроены порядка 5 тысяч южно-казахстанцев.
Это примерно 0,1 % трудоспособного населения ЮКО.
Доля не самая высокая. Однако в некотором плане весьма показательная. Почти в каждом сельском районе, где действует заграничная компания, среди населения упорно муссируются слухи о нещадной эксплуатации иностранцами казахстанского рабочего. Хотя официальных жалоб или заявлений в государственные и контролирующие органы практически не поступает.
Возможно, рядовой селянин просто не знает, куда следует обратиться, если работодатель нарушает его права.
Наиболее яркий пример подобного рода инцидентов произошел в конце июля в Шардаре с китайской геоинженерной корпорацией, которая с начала лета занимается ремонтом Арнасайской плотины Шардаринского водохранилища.
Приехавший в район с рабочей поездкой аким области Б. Жылкишиев был встречен группой казахстанцев, работающих в китайской фирме.
Селяне эмоционально высказали акиму огромное количество жалоб и обид в адрес китайцев. По их словам получалось так, что в пору было вызывать если не войска, то ОМОН и идти отбивать нашу плотину от засевших здесь чужеземцев.
Делом занялась госинспекция Минтруда и соцзащиты.
Проверив деятельность корпорации, а также отсеяв всю эмоциональную шелуху в претензиях рабочих, инспекция выявила ряд конкретных нарушений китайских работодателей.
Выяснилось, что китайская администрация неверно заключила индивидуальные трудовые договоры с казахстанскими рабочими (в корпорации числятся 139 казахстанских рабочих и служащих, плюс около десятка китайского административного и инженерного персонала). В принципе, как прокомментировал выявленное нарушение инспектор Минтруда Есеркеп Усепбеков, в данном случае была нарушена юридические нюансы трудового законодательства.
В частности, китайцы заключили с рабочими договор на срок менее 1 года, тогда как по закону о Труде продолжительность отношений, закрепленных договором, должна быть не менее 1 года.
Как объяснял директор филиала китайской геоинжинерной корпорации Ху Вэйпинг, предполагается, что все работы по ремонту Арнасайской плотины будут закончены уже этой осенью. Однако на всякий случай, китайцы наняли рабочих на более длительное время — до зимы.
Юристы Минтруда указали, что в этом случае китайцам следовало заключать договор «на время выполнения работ», в котором уже не оговариваются ни точные, ни минимальные сроки.
В то же время, при заключении ИТД, китайская сторона не указала продолжительность отпуска, дату выплаты зарплаты рабочим, а также конкретный график трудовой смены (ремонтные работы на плотине идут в двусменном режиме).
Были выявлены нарушения техники безопасности и охраны труда, (в некоторых случаях не проводился инструктаж), отсутствие санитарно-гигиенических условий труда и быта рабочих — не было душевых, оборудованной столовой, воду для питья на стройку привозили в огромной пластиковой бочке, которая устанавливалась прямо в середине плотины и весь день грелась на солнце.
За все выявленные нарушения, инспекция Минтруда наложила штраф на должностное лицо (директора Ху Вэйпинга) в размере около 10 тысяч тенге, и штраф на юридическое лицо — геоинженерную корпорацию, около 25 тысяч тенге (по допустимому максимуму). Иных нарушений трудового законодательства выявлено не было.
Между тем, недовольство казахстанских рабочих своими китайскими хозяевами остается.
— Зарплата у казахстанцев здесь доходит до 30 тысяч тенге, — говорит инспектор Минтруда Е. Усепбеков. — Хотя есть и такие, кто получает по минимальному тарифу. Естественно, люди хотят получать больше, и это их основная претензия. Но у китайцев просто нет объемов работы, и требовать от них увеличения зарплаты нет оснований. Что касается остальных нарушений, то уже в августе все предписания инспекции Минтруда были китайцами выполнены, нарушения устранены. В сентябре китайцы даже стали строить для рабочих утепленное жилье блочного типа для работы в осенне-зимний период.
Требовать от работодателя увеличения зарплаты можно только путем организованного рабочего движения, и шардаринские рабочие уже всерьез поговаривают между собой, а не создать ли им профсоюз работников арнасайского филиала китайской геоинженерной корпорации.
Чтобы добиваться лучшей жизни.
Что же показательно в этом примере? То, что иностранцы буквально на счет раз устраняют все нарушения, и даже начинают заботиться о тех или иных социальных условиях для своих рабочих. С другой стороны — рабочие все равно остались недовольны. Ведь когда они встречались с акимом, главной их жалобой была не высокая зарплата. Хотя, как выяснилось — оплата по труду.
Вряд ли рабочих, нанятых из сельской местности, так уж тревожило отсутствие душевой на стройплощадке (напомним, рядом целое Шардаринское водохранилище).
А вот статистика той же инспекции Минтруда, касательно проверок уже наших отечественных предприятий. За полгода — в 500 проверяемых предприятиях были выявлены около 6 тысяч нарушений. В том числе в 38 % — несоответствие трудового договора требованиям законодательства. В каждом двадцатом случае работодатель вообще не оформлял с работником никаких документов.
Почти в каждом десятом случае не выдерживались нормативы рабочего времени. Несвоевременная выплата зарплаты — в каждом четвертом
Не редкость и занижение зарплаты ниже минимально установленных размеров. И это только на тех предприятиях, куда успели заглянуть инспекторы Минтруда в ходе плановых проверок.
Количество реальных ущемлений гораздо выше. Чего стоит хотя бы практикуемая устная договоренность о приеме на работу, в результате которой человек оказывается в ряде случаев вообще бесплатным работником, то есть, фактически, рабом.
И никаких тебе слухов, никаких жалоб. Во всяком случае, акима области никто не подкарауливает, да и профсоюзов не создает…