Корреспонденты “КАРАВАНА” отправились в Алматинскую область на финал международных соревнований “Сонар-2018” по национальному виду спорта саятшылык.
На ипподром в Жамбылском районе, где проходил финал, приехали беркутчи из разных регионов Казахстана. Все они – фанаты своего дела, обладают природным даром воспитания и тренировки диких птиц. Ко многим секреты перешли по наследству. Для охоты они приручают соколов-балобанов, сапсанов, ястребов-тетеревятников, беркутов. Питомцам дают имена в зависимости от их внешности, характера и бойцовских качеств.
Также прибыли спортсмены из России, Кыргызстана, Монголии, Турции. Я была очень удивлена, увидев участников из Испании, Италии, Венгрии. Гости рассказали, что во многих европейских странах развиты клубы охоты с ловчими птицами, так что это увлечение не только арабских шейхов. Они прибыли без своих птиц – возникли сложности с оформлением документов. Местные беркутчи предоставили им пернатых охотников. Но все понимали: соколы, беркуты, ястребы привязаны к одному хозяину, подчиняются только его командам. А значит, во время соревнований с такой птицей будет сложно!
Особенности национальной охоты
Интересно, какие нормативы должна выполнить птица, чем удивить судей?
– Заданий много. Например, она должна распознать хозяина по голосу на расстоянии, после сесть к нему на руку, – рассказывает руководитель отдела развития национальных и массовых видов спорта при управлении спорта Алматинской области Алмат УШКЕМПИРОВ. – Иногда птицы “сбегают” с соревнований. Другие состязания – преследование зайца, охота на муляж и живую лисицу. Чтобы поразить добычу, птица должна рассчитать траекторию пикирования. В первый день соревнований участвовало более 70 птиц, во второй – 50. До финала дошли девять. Остальные не набрали достаточно очков. Из них в суперфинал вышли только четыре.
– Слышала, на кону – полмиллиона тенге…
– Охотнику с беркутом за первое место присуждается приз в 500 тысяч тенге. Владельцам соколов и ястребов за первые места – по 100 тысяч тенге.
Призовой фонд для беркутчи всегда солиднее – содержание, транспортировка, питание беркутов требуют гораздо больше вложений, чем сокола или ястреба. Перед стартом птиц стараются не кормить: сытая птица – плохой охотник.
Насколько этот спорт популярен в Казахстане?
– Более 30 лет этот вид спорта активно продвигают в стране, 15 лет в Алматинской области проводится турнир, – продолжает Алмат Ушкемпиров. – В Енбекшиказахском районе работает школа беркутчи “Жалайыр-Шора”. В спортшколах разных регионов есть профессиональные тренеры. В Казахстане более 70 ловчих птиц, из них 55 живут в Алматинской области, в поселке Нура. Это центр кусбеги. В Нуре есть музей беркутчи, мастерская по изготовлению сувениров, амуниции. Особенности национальной охоты: кто такие беркутчи
В музее представлена коллекция масок для птиц – тумаганов, подставок (присадов) для сидения.
Беркут – птица тяжелая, взрослая особь весит более 10 килограммов. И чтобы охотнику было легче, а ей удобней, к седлу прикрепляют подставку.
Когда охотник пеший, ее крепят к поясу кусбеги, на руку всегда надевают специальную перчатку – когти у птиц о-го-го!
Охота с ловчей птицей считается экологичной – минимум шума, к тому же питомец никогда не возьмет больше добычи, чем ему нужно.
“Прадед записал беркута 11-м ребенком”
Знакомлюсь с участниками. Руслан АБУЛОВ из Карасайского района выступает с соколом-балобаном Сункарчи. Специально для соревнований взял напрокат яркий костюм:
– Увлекаюсь этим делом с детства. Потом решил профессионально заниматься. Моя годовалая птица уже ловила куропаток. Так что с голоду не пропаду (смеется).
Потомственный охотник из Туркестанской области Ибрагим приехал с ястребом-тетеревятником:
– Поймал его в дикой природе в прошлом году. Это первый выход ястреба. После соревнований будем охотиться на фазана, куропаток.
Главный национальный судья соревнований Багдат МУПТЕКЕКЫЗЫ с детства связана с птицами – охотились ее отец, прадед, дядя:
– В последние годы всё больше молодежи старается перенять древнее искусство. Самому юному участнику соревнований всего 8 лет. А старшему – 80. Обычно знакомство с птицами начинается с юного возраста – мальчику поручают ухаживать и приручать более легких – сокола или ястреба.
– Как оцениваете уровень гостей?
– Охота с ловчими птицами как национальный спорт развита только в Казахстане. Иностранцы у нас обучаются. По спортивной части их уровень слабее, а по мастерству у кыргызов, монголов есть чему поучиться.
Сын судьи Дидар БОДЕС тоже занимается птицами. Говорит, они очень умные и привязываются к человеку:
– Птица брата по звуку мотора узнает, что приехал хозяин. Сразу подает голос. Прадед по маминой линии кочевал, а когда границы закрыли, оказался на китайской территории. Он был знатный человек, имел 10 детей. Решил вернуться обратно. Когда переходил границу, китайцы не разрешили перевезти беркута. “Он мне как сын!” – сказал прадед. “Если он ваш сын, то где его документы?” – посмеялись пограничники.
Прадед вернулся обратно, записал беркута 11-м ребенком, получил свидетельство о рождении и привез его в Казахстан. Такая любовь была!
В 1934 году была любопытная история – одна птица во время голодомора весь аул кормила. В те времена у кочевников забирали всё – скот, мясо, муку, а птицу оставили. Видимо, посчитали несъедобной. Хищник охотился каждый день и вытащил аул. Слышал, “Казахфильм” заинтересовался этой историей.
– Сколько лет работают ловчие птицы?
– Всё индивидуально. Мы отпускаем их через 5–10 лет, чтобы размножались. В неволе они не приносят потомство. Хотя в Талдыкоргане у домашней самки беркута появился птенец. Оказывается, на ночь хозяин привязывал ее на улице, и к ней повадился дикий беркут. Бывает, выпущенные птицы возвращаются. Когда прадедушка умер, внуки отпустили его птицу. Она не улетела, а постоянно кружила рядом с могилой.
Победителями международных соревнований стали: по охоте с беркутом – Нурым ОМИРБЕК из Восточного Казахстана, с ястребом – Атыгай ЕРАСЫЛ (Алматинская область), с соколом – Руслан АКЖОЛ из Алматы.
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ