– Всю свою сознательную жизнь я пытаюсь найти ответ на вопрос: как стать здоровее? – говорит Мейрам Кошенов. – Я окончил мединститут с красным дипломом, 2 года был абдоминальным хирургом, потом 11 лет проработал в фармкомпании, добился достаточно больших результатов, стал отвечать за продажи на несколько государств. Но… Потом понял, что не этим хочу заниматься.
Тогда в страну пришел кроссфит. Модное, яркое направление. И если прежде 3 года я пытался оздоровиться, занимаясь в тренажерном зале в обычном режиме, то тут увидел абсолютно новаторский метод.
Бросил все, уволился из фармкомпании и пошел работать врачом в кроссфит-зал.
Такова предыстория карьеры спортивного врача и автора оздоровительной методики.
Разнохват и рекорды
– На самом деле я сейчас понял важную вещь, – говорит Мейрам, – что до конца быть здоровым довольно трудно. Вся наша экосреда, наш стиль жизни ведут к тому, что здоровье мы больше теряем. И еще над каждым из нас неумолимо “тикает” счетчик времени, который, к сожалению, идет в обратную сторону. Так вот для себя, как для доктора, я поставил задачу: работать с людьми так, чтобы этот счетчик замедлить.
Подобные мысли пришли молодому человеку, когда, занимаясь в тренажерном зале, вместо укрепления своего тела, он вдруг получил непонятного происхождения боли в спине.
– С рождения я спортом не занимался, отрицал его и считал, что “ботаники” в этом мире победят. А потом понял, что без спорта никак. Стал наверстывать упущенное при помощи комплекса мер и пытался сделать себя и людей здоровее.
И пришел к выводу, что вначале человек должен пройти мануальное тестирование, чтобы выявить все функциональные нарушения, какие есть в его теле.
Вот у меня произошел крайне серьезный дисбаланс. Я заработал его, выполняя в атлетическом зале становую тягу со штангой. Всегда считал и считаю, что это классное упражнение. Но делал его неправильно. Во всех основных источниках было написано, что становую тягу надо брать разнохватом (одна кисть на грифе, другая – под ним). Так вроде можно поднимать больший вес. А разнохват создает буквально небольшой перекос. Даже сантиметра там нет. Но его достаточно, чтобы правая грушевидная мышца (внутренняя мышца таза) забивалась и спазмировалась. И на два года я заработал себе боль в спине. Делал МРТ, она показывала, что все у меня вроде бы в порядке. И непонятна была причина боли. Как только меня осенило, что это гипертонус грушевидной мышцы давал такую проблему со спиной и снаряд надо брать лучше обычным хватом, а потом еще я научился эту мышцу правильно расслаблять и раскатывать, то все боли прошли. Тренировки для здоровья. Памятка для новичков, и не только
Еще замечаю, как большая часть людей при становой тяге, когда идет нагрузка, поднимает таз, а затем выпрямляется за счет спины. А здесь лучше, глубоко опустив таз и держа снаряд как можно ближе к телу, поднимать его за счет ягодичных мышц и бицепсов бедра.
– Приведу собственный пример. Мой максимальный вес при становой тяге, после того как я усердно ею занимался, был 140 кг. И это было круто! А весил я 84 кг. Сейчас я сбросил вес до 69. При этом вроде должен был ослабиться. Но когда я разобрался со всеми своими дисбалансами в теле, то, даже похудев, вдруг стал сильнее. То есть, когда все цепи в организме заработали правильно, это сразу дало мне возможность поднимать вес на 30 кг больше.
Кстати, я не употребляю ни стероиды, ни какие-либо фармпрепараты, и по мне это видно – нет этих гор мышц.
Поэтому своим подопечным я всегда рекомендую прежде стабильно, правильно научиться делать становую тягу с пустым грифом, а потом уже брать веса.
Наработанные проблемы
Таких на первый взгляд непонятных болей, которые вызывают физические упражнения, множество. Поэтому спортивный врач Кошенов, прежде чем тренировать, определяет все функциональные нарушения каждого спортсмена.
– Я ведь врач в первую очередь. Ко мне в кроссфит-зал приходили люди на бесплатную консультацию.
При помощи замечательного аппарата, анализатора тела, который давал почти 34 показателя, я понимал, какие есть функциональные нарушения у каждого человека.
И пытался с помощью не лекарств, а программы физических упражнений решить их. Порядка 10–12 консультаций поводил каждый день, кроме воскресенья. А в воскресенье водил своих спортсменов в горы. И это было, наверное, самым полезным в моей рабочей неделе. Так я проконсультировал более 3 000 человек.
И задался вопросом: “Почему все эти люди, которые прежде занимались спортом, кто год, кто пять, а кто и десять лет, имели проблемы? Хотя визуально все они были красивые и подтянутые?”.
Причина, на мой взгляд, в совокупности факторов. Во-первых, основную часть времени большинство проводит неподвижно, то есть сидя либо за компьютером, либо с сотовым телефоном в руках, либо за рулем. И во всех трех позициях человек делает грубые ошибки. Во–первых, мы сидим ссутулившись, плечи вперед, голова неподвижна. И мало кто уделяет внимание тому, на какой высоте стоит перед ним компьютер.
А уж при работе с лаптопом или ноутбуком и вовсе принимают неестественные положения. При этом мало кто делает перерывы для смены обстановки.
Ходим, как дышим
– И далее, – продолжает Кошенов, – к сожалению, все мы неправильно дышим. Вот наша грудная клетка – уникальная конструкция. Акт дыхания создан творцом настолько красивым, если он правильный. Но мало кто знает, как это делать. И вот представьте, что ваша грудная клетка обмотана скотчем. Как она сможет двигаться красиво? Она и не двигается, потому что наши основные мышцы находятся в спазмированном состоянии.
Правильно дышать – диафрагмой, когда грудная клетка расширяется. Так дышат новорожденные младенцы.
Но потом ребенок вырастает, идет в школу, сидит, скрючившись за столом, начинает сутулиться, затем во взрослом состоянии нам не дают свободно дышать стрессы. Между тем глубокое диафрагмальное дыхание (при котором заметно движение диафрагмы) обеспечивает максимальное поступление кислорода в организм. При этом улучшаются газообмен и общее самочувствие, успокаивается нервная система.
– Еще мы неправильно ходим. Вот у меня, например, походка Чарли Чаплина. Я широко разбрасываю ноги, вместо того чтобы ставить стопы почти параллельно друг другу. И это на самом деле большая проблема, потому что у меня выключена ягодичная мышца, спазмирована наружная головка четырехглавой мышцы бедра. Чтобы развить эту мышцу, я сейчас увлекся триатлоном.
И получается: даже те, кто занимается своим здоровьем и три раза в неделю ходит в тренажерный зал, во все остальное время своей ходьбой пускают все успехи от тренировок насмарку.
Другая причина дисбаланса – это обувь. У большинства она подразделяется на неправильную, неудобную и крайне неудобную. То есть шпилька – “край какая красивая”, по мнению многих женщин – на мой взгляд, очень неудобная обувь.
Поэтому, если вы хотите быть здоровыми, нужно научиться не только правильно дышать и улучшать свою походку, но и ходить в правильной обуви.
А также выявить дисбаланс ваших ступней и степень плоскостопия.
Марафон, асфальт, коленки
– Весной в Алматы прошел марафон, – вспоминает Кошенов. – И 14 тысяч человек бежали по улицам города. Считай, 14 тысяч человек нанесли вред своему здоровью. Но почему я так полагаю?.. Потому что они бежали по асфальту. И не у всех есть нормальные стельки и достаточно подходящая обувь.
Но асфальт из-за своей жесткости убивает колени. И у меня душа горит, когда люди бегают по асфальту.
Одно время я тренировался в горах, бегал по 15–20 километров. Потом тоже принял участие в подобной тусовке. И когда зашел на десятый километр, травмировал колено. Потому что мои ноги не были приспособлены к такой жесткой поверхности. При этом у меня все еще относительно нормально, но даже мне бег по асфальту нанес вред. А люди потом писали в чат, как после марафона у них были проблемы с коленями и чем-то еще. И это обратная сторона такого, вроде бы положительного события.
Занимаясь спортом, человек старается укреплять здоровье, но на самом деле по незнанию часто вредит себе.
И в залах начинающим спортсменам мало кто ставит правильную технику. А когда в дальнейшем они переходят на повышенные веса, то получают травмы. Как справиться с инвалидностью и бегать по 15 километров в день
Сейчас мои тренировки длятся от одного до полутора часов. Я не даю людям вообще никаких физических упражнений с грузом, пока не выявлю все, какие у них есть дисбалансы, спазмированные участки, и до момента, пока мы не устраним их.
В результате получается, что на первых порах все 60, а то и 90 минут мы делаем только разминку.
Есть такой ученый Дэн Бьютнер – один из моих любимых. Он изучает факторы долголетия. И один из моих проектов называется “Биохакинг Алматы”. Он тоже посвящен вопросам долголетия.
А цель биохакинга – прожить 120 лет активной и молодой жизнью.
Так вот без грамотного подхода к спорту и оздоровлению сделать это вряд ли получится.
АЛМАТЫ