О случаях из своей практики “КАРАВАНУ” рассказал отличник МВД Казахской ССР, отличник МВД СССР из города Саркана Ануарбек ТЕМИРБАЕВ.
Кражи по праздникам
Из сельской школы украли два магнитофона и три транзисторных приемника. На стене коридора мелом написали “Место встречи изменить нельзя”. Кражу раскрыть не удалось, злоумышленники, как позже оказалось, были из соседнего села. И вот именно там началось регулярное воровство из магазинов. Что интересно, действовали воришки в канун больших праздников – на 7 ноября, на Новый год…
Когда очередной магазин обнесли аккурат перед 23 февраля, начальство вызвало участкового Темирбаева и поручило следствие ему.
– Что мне всегда нравилось в моей работе – это то, что приходится быть и оперативником, и следователем, и экспертом, иногда – инспектором по делам несовершеннолетних, сегодня беседуешь с пьющим механизатором, а завтра раскрываешь убийство, – говорит собеседник “КАРАВАНА”.
Список похищенного из очередного “торгового центра” наводил на мысль, что воры были непрофессионалами, а значит, скорее всего, местные. В списке значились кроме магнитофонов несколько спортивных костюмов, дешевые, за три рубля, кольца и… две электрические машинки для стрижки волос. Опрашивая продавцов, участковый узнал, что недавно один из жителей женился. Пошел туда и попросил показать кольцо. Случайно или нет, но оно было новеньким и как две капли воды похожим на те, что украдены. Спросил у хозяйки дома, где ее сын. Оказалось, что он в Талды-Кургане, учится в городском профессионально-техническом училище. На кого учится? На парикмахера. Был ли здесь на праздники? Да, приезжал.
Участковый попросил показать семейный фотоальбом. На одной из недавних фотографий будущий парикмахер был в спортивном костюме, очень похожем, судя по описанию продавцов, на похищенные в одном из магазинов…
Дальше было еще интереснее. После столь впечатляющих открытий Ануарбек Темирбаев исследовал кровать сына хозяйки. Там ничего не оказалось, но в прикроватной тумбочке лежала… машинка для стрижки волос.
Срочная командировка в областной центр, магнитофон на тумбочке главного подозреваемого той же марки, что и украденные, ошарашенные глаза вчерашних школьников – и дело закончено. Трое серийных воришек получили кто два, а кто три года лишения свободы.
Советское скотокрадство
Несколько лет подряд у чабана пропадали быки. В одно и то же время отъевшийся за лето скот угоняют с жайляу. Когда как-то осенью это случилось в очередной раз, районные власти высказали местной милиции всё, что они о ней думают. Тогда расследование поручили Ануарбеку Темирбаеву.
Осмотрев место кражи, милиционер нашел следы автомобиля. По ним опытный участковый “прочитал”, что машина подъехала к кошаре, а потом выехала обратно на асфальт. Ему стало ясно, что это был грузовик самой распространенной в СССР марки ГАЗ. Было понятно – быка украли, чтобы тут же зарезать – зачем его почем зря в сарае держать? Но откормленный трехгодовалый бычок – это килограммов 200 чистого мяса. Мелкие кражи, пьянки и деревенские триллеры: будни полицейских в казахстанских селах
Такое количество, когда еще тепло и негде его хранить, никуда не денешь, даже если часть раздашь-продашь друзьям-родственникам. Участковый в гражданке отправился на местный базарчик.
Спросил, есть ли мясо в продаже. Нет, но будет завтра, ответили ему. Участковый показал удостоверение, зашел в служебное помещение и открыл холодильник. Он был полон разрезанного на большие куски мяса. Но сказать точно, что это разделанная бычья туша, мог бы, пожалуй, только ветеринар.
Ануарбек Темирбаев знал, что к базару приписан грузовик ГАЗ. Где машина? На ней работников отвезли на свекловичное поле. Темирбаев поехал туда. Искомый грузовик действительно стоял на краю огромной плантации. Водитель неподалеку дрых в тени. Милиционер залез в кузов. На полу были клочки шерсти и темно-бурые пятна…
Без особых церемоний разбуженный шофер прямо на поле признался, что украли и зарезали быка они вдвоем с братом директора базара.
Сам начальник был вдохновителем, организатором и реализатором. Все, кроме директора, который пошел в отказ и против которого не было никаких улик, получили срок.
Где сейчас такие участковые?
Главная задача любого участкового инспектора – профилактика. И особый контроль группы риска – судимых, алкоголиков и наркоманов – на своей территории. Кражи и убийства – дело оперативников и следователей из районных центров. Как простой участковый может поймать вора, если из примет – отрезанная голова коровы и след протектора в грязи? Найти насильников, если прошло уже несколько дней и молодая девица их не знает? Раскрыть убийство, если перед тобой мертвое тело и больше ничего?
– Я всегда знал, кто из односельчан, в принципе, может совершить то или это, – говорит майор милиции в отставке Темирбаев. – К тому же рецидивисты в селах – редкость, а если человек не судим, он почти всегда признается очень быстро.
Ну и где же сейчас такие вот участковые?..
АЛМАТИНСКАЯ ОБЛАСТЬ