Корреспондент Caravan.kz их проанализировал.
Чтобы строить новый город, нужно понимать, кто там будет жить, где они будут работать и покупать еду. И вообще, что полезного для страны этот город может дать? Какой его экономический смысл? Сейчас город Алатау (G4City) представляется чем-то призрачным, а планы по его экономическому и индустриальному развитию — нереальными.
Изначально строительство агломерации предполагали начать в 2009-м с завершением в 2013 году. Планировали, что проект станет логистическим хабом центральноазиатского масштаба. Сейчас на дворе 2024 год, то есть объект превратился в настоящий долгострой. По данным, опубликованным в СМИ, на реализацию проекта было потрачено более 31,4 млрд тенге государственных денег. Точную сумму затрат на сегодняшний день никто не озвучивает.
Из всех футуристических объектов, которые нам презентовали, мы видим только зелено-оранжевые высотки в районе Коянкус.
Стоимость квартир в этих домах такая же, как в Турксибском или Наурызбайском районах Алматы. Недавно под этот проект подтянули поселок Жетыген, который благополучно сделали городом. Но даже если люди сюда переедут, что они здесь будут делать?
В ответе на наш запрос Управление предпринимательства и индустриально-инновационного развития Алматинской области сообщило, что на территории СЭЗ «Alatau» планируют реализовать 171 проект по приоритетным видам деятельности на общую сумму 12 455,7 млрд. тенге, с созданием 109 тыс. новых рабочих мест. По оценкам властей, в городе Алатау будет проживать 2 млн человек. Сразу возникает вопрос, где будут работать оставшиеся 1,89 млн человек? Хотя, судя по списку планируемых проектов, даже 109 тыс. человек могут остаться без работы.
Эх, хвост, чешуя!
Первым приоритетным направлением является «Переработка и консервирование рыбы, ракообразных и моллюсков». В этой сфере планируют реализовать 3 проекта на общую сумму 119,1 млрд. тенге, с созданием 125 новых постоянных рабочих мест.
«Ожидаемый объем произведенной продукции в первый год функционирования составит 12,6 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 76,7 млрд тенге. Это позволит снизить импорт с 98 % в 2024 году до 0 % в 2048-м с учетом текущей реализации. Проекты будут направлены на импортозамещение. Вместе с тем развитие отрасли даст мультипликативный эффект для региона в размере 20,9 млрд тенге», — указано в письме.
Хочется спросить у сотрудников управления, откуда в Балхаше и Капчагае столько рыбы? Если килограмм рыбной продукции стоит в среднем 2000 тенге, то для осуществления амбициозных планов чиновников понадобится только в первый год 6,3 тыс тонн рыбы, к 2048 году (с учетом инфляции) — 22,8 тыс тонн.
Напомним, что в 2023 году в Балхаше был установлен лимит на вылов 8,5 тыс тонн рыбы, в реке Или – 33 тонны, в водоемах дельты реки Или – 138 тонн, в водохранилище Капчагай — 1,3 тыс тонн. Даже если вся эта рыба будет уходить на переработку в алатауские заводы, то они будут загружены на 50 %. А это значит, что и рабочих мест понадобится на половину меньше.
Мало того, региону это вообще грозит исчезновением рыбы. В данный момент нет строгого лимита на размер рыбы, переработчики берут всякую рыбу, даже мальков по 100-200 граммов. Им все равно, что на консервы пускать. Как вы понимаете, когда есть спрос, будет и предложение. Рыбаки будут приносить мальков, потому как рыбзаводы за них платят деньги. В результате рыбного поголовья в Балхаш-Илийском бассейне станет намного меньше.
По ковровой дорожке к химзаводам
Следующим в списке приоритетных отраслей стоит «Производство ковров и ковровых изделий». В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 2,8 млрд тенге, с созданием 131 нового постоянного рабочего места.
«Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 2,5 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 3,4 млрд тенге. Это позволит снизить импорт с 85 % в 2024 году до 75,8 % в 2048-м с учетом текущей реализации. Проекты будут направлены на импортозамещение. Вместе с тем развитие отрасли даст мультипликативный эффект для региона и импульс развитию вспомогательной и смежной отрасли «Производство искусственных и синтетических волокон» с предположительным объемом в размере 2 млрд тенге за период с 2024 по 2047 годы», — пишет управление.
Новый ковер 2 на 3 сейчас стоит в среднем 80 тыс. тенге. Допустим с учетом инфляции через 24 года он будет стоить 134 тыс. тенге. Если отталкиваться от объема производства, озвученного управлением, то в год заводы СЭЗ «Алатау» должны делать около 25 тыс. ковров.
Только по стоимости они будут явно проигрывать китайским, турецким и российским, потому как своего собственно сырья для такого производства у нас нет. Чтобы производить полиэфирные, синтетические волокна, о которых говорят представители управления, нужны гранулированные полимеры. Сбор вторсырья у нас в стране не развит, поэтому на гранулы с пэт-бутылок рассчитывать не приходится. Единственным производителем полипропилена в республике является ТОО «Нефтехим ЛТД» мощностью до 80 тыс. тонн. При этом сфера его применения ограничена: продукция идет на производство мешков, пленки, биг-бэгов и т. д.
Ни халатов, ни ботинок
В СЭЗ «Алатау» собираются также разместить ткацкое производство. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 6,2 млрд тенге, с созданием 374 новых постоянных рабочих мест. По данным управления, ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 3,2 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 10,4 млрд тенге. Предполагается, что это позволит снизить импорт и развить смежные отрасли.
Специальная экономическая зона "Алатау": кого затронет особый налоговый режим
Кроме того, в новой экономической зоне планируют организовать отделку тканей и текстильных изделий. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 6,2 млрд тенге, с созданием 374 новых постоянных рабочих мест. По данным управления, ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 3,2 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 10,4 млрд тенге. Представители акимата Алматинской области считают, что произведенный текстиль можно экспортировать, а развитие отрасли даст импульс таким сферам, как выращивание хлопка-сырца и производство тканей.
Но разве управление предпринимательства не в курсе, что есть государственная политика, в рамках которой посевы хлопка в стране ежегодно сокращают, как влаголюбивую культуру? Только в 2023 году посевные площади хлопка снизились с 126 до 116 тысяч гектаров, в том числе из-за недостатка поливной воды.
Есть и другие факторы, сдерживающие развитие этой отрасли. Во-первых, отечественные предприятия вынуждены конкурировать с азиатскими производителями, использующими более современное оборудование и дешевый труд. Во-вторых, наш хлопок-сырец отличается от узбекского тем, что его волокна более жесткие, соответственно, ткань более грубая. По этой причине казахстанские предприятия в основном используют сырье из Узбекистана, Таджикистана, Туркменистана. Третьим сдерживающим фактором является то, что швейные предприятия не могут покупать в больших количествах ткани, поскольку у них нет больших заказов. Сейчас легкая промышленность в Казахстане во многом поддерживается ведомственными госзаказами, за счет которых предприятия пока еще находятся на плаву. Кроме того, теневой импорт сводит на нет все усилия предпринимателей̆. Не стоит забывать и о том, что кластером текстильной продукции является Шымкент, именно там расположена СЭЗ «Оңтүстік», где уже есть удобная инфраструктура, швейные предприятия и до Узбекистана (родины хлопка) рукой подать. Инвесторам выгодней построить там очередную ткацкую фабрику. Думаю, с текстилем в СЭЗ «Алатау» управление явно промахнулось.
По тем же причинам провальными могут быть и проекты по производству обуви. Только если в текстильной отрасли как сырье необходим хлопок, то в производстве обуви важна качественная кожа.
Но, увы, отечественная кожа уступает по качеству иностранным аналогам, поэтому ее используют только для производства рабочей обуви, для повседневной она не подходит – слишком жёсткая. Тем не менее в рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 4 млрд тенге, с созданием 421 нового постоянного рабочего места. По информации управления, ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 2,5 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 15,9 млрд тенге.
Степной картон и целлюлоза
Нереалистично выглядят и планы управления по развитию в СЭЗ «Алатау» производства древесной массы и целлюлозы. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 31,5 млрд тенге, с созданием 190 новых постоянных рабочих мест. Представители акимата Алматинской области считают, что ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 83,3 млрд. тенге и к 2048 году будет доведен до 330,9 млрд. тенге.
Кроме того, в новой СЭЗ планируют разместить производство бумаги и картона. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 31,5 млрд тенге, с созданием 190 новых постоянных рабочих мест. Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 83,3 млрд. тенге и к 2048 году будет доведен до 330,9 млрд. тенге.
Наряду с бумагой планируют производить и гофрированный картон с картонной тарой. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 33,5 млрд тенге, с созданием 309 новых постоянных рабочих мест. Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 86,5 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 336,4 млрд тенге.
Проекты, конечно, амбициозные, направленные на сохранение экологии. Но, снова повторюсь, в Казахстане сбор вторсырья не развит. По данным Бюро национальной статистики, в 2022 году в Казахстане было собрано только 149 тыс. тонн макулатуры, картона и отходов бумаги. То есть 16-22 % всего объема ежегодно производимой в стране макулатуры. И если сбор макулатуры останется на прежнем уровне, то сырье для алатауских производств будут завозить из России. Или все эти заводы просто не будут работать.
Что нам стоит город построить?
Наиболее реалистично выглядит развитие строительной отрасли и производства стройматериалов. Например, изготовление изделий из асбестоцемента и волокнистого цемента. В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 31,9 млрд тенге, с созданием 284 новых постоянных рабочих мест. Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 1,4 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 180,4 млрд тенге.
Следует отметить, что применение асбеста сейчас запрещено во всем мире. Асбест является опасным канцерогеном. Мелкие волокна асбеста, выделяющиеся в воздух при обработке или демонтаже материалов, опасны для человека. Когда эти волокна достигают легких, они могут вызвать хронические воспаления, что со временем может привести к развитию асбестоза (заболевание легких) и рака легких или мезотелиомы (заболевания мембран внутренних органов). Асбестовые волокна могут попадать в почву и воду, оставаясь в окружающей среде на долгое время. Это представляет угрозу для экосистем и здоровья людей, особенно тех, кто живет рядом с местами использования асбеста. Еще лет десять назад многие страны присоединились к Международной организации труда, которая разработала Конвенцию о запрещении использования асбеста и всех материалов, содержащих асбест. Эта конвенция призывает к прекращению производства и использования асбеста во всех его формах. У нас же собираются реализовывать аж три проекта по производству опасных материалов.
Ну и, конечно, в СЭЗ «Алатау» будет развиваться «Строительство жилых и нежилых зданий». В рамках данного направления планируется реализовать 126 проектов на общую сумму 11 462,6 млрд тенге, с созданием 104 715 новых постоянных рабочих мест. Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год суммарно составит 1,3 трлн тенге и к 2048 году будет доведен до 4,3 трлн тенге.
Строительство нового города близ Алматы может привести Казахстан к катастрофе
Чтобы развернуть большую стройку, территорию СЭЗ «Alatau» планируют увеличить с 30 тысяч гектаров до 96 560 гектаров. Сейчас на гектаре постройки можно разместить комфортно 300 тыс. человек. Для чего нужны такие огромные площади? Это будет поселение, где будут размещены 22 человека на га с сильно растянутыми коммуникациями. И опять же, кто будет там жить? Какие будут причины у людей, чтобы переселиться в эту степь, где зимой дует холодный, пронизывающий ветер с Капчагая?
Кстати, в Китае тоже есть города-призраки, которые заселены только на 10 %. Например, Ордос, Кангбаши, Тяньдучэнь. Создавая подобные города, китайское правительство искусственно поддерживало рост ВВП. Не исключено, что наше правительство решило пойти по китайскому пути.
Следует отметить, что в Китае за этими городами ухаживают, там каждый день работают дворники, мойщики улиц, многочисленная техника.
Транспортно-логистический призрак
Как вишенка на торте, направление «Складирование и хранение грузов». В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 168,6 млрд тенге, с созданием 657 новых постоянных рабочих мест. Ожидаемый объем произведенной продукции в первый операционный год составит 1 млрд тенге и к 2048 году будет доведен до 47,9 млрд тенге. Предполагается, что «развитие отрасли даст мультипликативный эффект для региона и импульс развитию вспомогательных и смежных отраслей, таких как развитие железнодорожных, морских путей, авиаперевозок, развитие транспортно-логистического хаба, тир-паркинга (парковка грузовиков) в размере 82,1 млрд тенге».
Соответственно, развитие получит «Транспортная обработка грузов». В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 153,1 млрд тенге, с созданием 275 новых постоянных рабочих мест.
В направлении «Вспомогательная деятельность сухопутного транспорта» планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 168,6 млрд тенге, с созданием 657 новых постоянных рабочих мест.
А также «Прочая вспомогательная транспортная деятельность». В рамках данного направления планируется реализовать 3 проекта на общую сумму 153,1 млрд тенге, с созданием 275 новых постоянных рабочих мест.
Но пока в городе Алатау (пос Жетыген) есть только железнодорожная станция, которая по своему назначению и характеру относится к промежуточным и по своим характеристикам не может быть логистическим хабом и международной экспортной площадкой.
И есть аэропорт, который также не может быть международным. Прежде чем его расширить, нужно провести экологическую и земельную экспертизы, которые, конечно, никто еще не делал.