Как прежнее руководство Нацбанка РК облегчило жизнь новому - российский эксперт - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-2 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как прежнее руководство Нацбанка РК облегчило жизнь новому - российский эксперт

Как прежнее руководство Нацбанка РК облегчило жизнь новому - российский эксперт

Цели Нацбанка по инфляции вполне реалистичны: приблизиться за три ближайших года к нижней границе коридора, которая установлена сейчас на уровне 4 процента, а затем постараться и весь коридор понизить так, чтобы эти 4 процента стали новой серединой с разбросом инфляционных показателей вокруг неё в пределах 1 процента.

  • 28 Марта 2019
  • 25216
Фото - Caravan.kz

Напомним, в минувший вторник на заседании правительства был представлен и одобрен проект соглашения между правительством и Национальным банком о координации мер макроэкономической политики на 2019 год, которое предусматривает 10 направлений.

Согласно словам председателя Нацбанка РК Ерболата Досаева, Национальный банк сохранит инфляцию на уровне 4-6 процентов до 2021 года, а с 2022 года планируется снизить ее до 3-5 процентов и поддерживать в долгосрочной перспективе. Также в числе озвученных для финансовой структуры задач было повышение предсказуемости динамики курса тенге. А кроме того, г-н Досаев отметил, что при сохранении политики невмешательства в валютные торги Национальный банк оставляет за собой право проведения сглаживающих интервенций.

Но насколько озвученные задачи приоритетны, реалистичны и оптимистичны при нынешних экономических условиях в стране? В чем риски политики невмешательства в валютные торги? И насколько они существенны для Казахстана с экономической точки зрения? В этих и других моментах корреспонденту медиа-портала Caravan.kz помог разобраться российский эксперт и шеф-аналитик ГК "ТелеТрейд" Петр ПУШКАРЕВ.

 

— Цели Нацбанка по инфляции вполне реалистичны: приблизиться за три ближайших года к нижней границе коридора, которая установлена сейчас на уровне 4 процента, а затем постараться и весь коридор понизить так, чтобы эти 4 процента стали новой серединой с разбросом инфляционных показателей вокруг неё в пределах 1 процента,подметил в начале беседы господин Пушкарев. — Это достижимо, если учесть, что уже один раз к лету 2015 года рост цен удалось ограничить именно этим уровнем. Но тогда такой результат был достигнут за счёт, по сути, искусственного сдерживания денежной массы и при крайне неблагоприятных внешних условиях: шёл обвал цен на нефть и был настоящий обвал рубля в соседней России. Поэтому к концу 2015 года произошла цепная реакция, осыпался лавиной уже и курс казахстанской валюты, дальше тогда в Казахстане стало уже невозможно ни удерживать тенге, ни контролировать инфляцию, которая в моменте, только по данным официальной статистики, приближалась к 18 процентам.

По словам нашего спикера, сейчас внешние условия гораздо более благоприятны: нефть выше 65 долларов за баррель, сырьевые рынки сбалансированны, стабилизировались и курс рубля, и товарные потоки Казахстана с соседями. И даже в условиях заметно поистрепавшегося курса тенге, снижения доверия бизнеса и населения к национальной валюте курс тенге удалось удержать от коллапса, даже в тот момент, когда буквально сыпались вниз прошлым летом валюты очень многих развивающихся стран, и неуклонно продолжает замедляться рост цен. В феврале 2017-го инфляция по году была 7,9 процента, в феврале 2018-го — уже 6,5, а в феврале 2019-го, по последним данным, она снизилась до 4,8 процента.

— Правильная динамика налицо, но главное даже не в этих цифрах. И в финансовой системе, и в экономике Казахстана заложен хороший фундамент именно на будущее, он не мог превратиться в быстрый экономический эффект сразу, но обязательно даст такой эффект в ближайшие несколько лет. Прежним руководством Нацбанка проведена масштабная, болезненная, но совершенно, увы, необходимая банковская чистка, чтобы финансовая система стала снова прочной и могла бы эффективно питать экономический рост. И я бы не делал в этом контексте акцент на каких-то естественных недоработках прежнего состава Нацбанка, просто ими была выполнена, насколько это было реально, так можно сказать, грязная и довольно неблагодарная часть работы: главное — банковский сектор по большей части избавлен от связанных кредитов в интересах структур, подконтрольных самим акционерам банка, ликвидированы "чёрные дыры", а где-то и просто безалаберный менеджмент ряда частных банков. Новому руководству это значительно облегчит жизнь, будет проще выстраивать отношения и в банковской среде, и с предприятиями, отвечая на финансовые нужды реальной экономики, — добавил аналитик.

Как отметил Пушкарев, на каком-то этапе сглаживающие интервенции для курса тенге могут пригодиться, но в целом они не очень нужны тенге.

— Снижение курса национальной валюты на протяжении почти всего 2018 года, на сегодня завершившееся стабилизацией тенге на достаточно низких уровнях, — скорее уже вопрос необходимости преодолеть недостаток доверия к национальной валюте в бизнес-среде и в банковской среде, у населения, чем какой-то объективный для Казахстана негатив. Так что валютный курс, возможно, ещё и поднимется в какой-то момент выше 400 тенге за доллар, но даже из этой переделки тенге прекрасно мог бы вырулить и сам, — сказал эксперт.

Кроме того, сглаживающие интервенции могут лишь немного успокоить в самый нужный момент горячие головы, если потребуется, не более того.

— Примеры многих стран СНГ, и стран-соседей, когда они придерживались большую часть времени именно политики невмешательства в валютный курс, показали, что таким естественным путём курс легче оказывается защитить и от грандиозных обвалов, и переломить естественным путём по национальной валюте снижающийся тренд: избыточная слабость валюты приводит к удешевлению товаров на экспорт, улучшает их конкурентоспособность в соседних странах, увеличивает в конечном счёте торговый баланс страны. И национальная валюта в результате начинает укрепление уже на более естественной, устойчивой основе. А если бы курс просто держали и не пущали, то давление на нацвалюту просто продолжалось бы намного дольше, не говоря уже о том, что финансовая система такого упорного сдерживания долго может и не выдержать, что, собственно, и произошло с тенге в 2015 году, — считает Пушкарев.

Также он подчеркнул, что снижение темпов роста цен уже само по себе положительно влияет на бизнес-климат, на инвестиции, а значит, и на относительную стабильность национальной валюты.

— Если удастся выйти на эту низкоинфляционную стабильность, то остальные компоненты, благоприятные для внутренних и иностранных инвестиций, в Казахстане на сегодня есть. По тому же рейтингу Doing Business Казахстан занимает ныне самое высокое среди стран бывшего СССР 28-е место: на три строчки выше России, рядом с Австрией, Таиландом и Испанией. А по разряду "защита миноритарных инвесторов" — лидирующее 1-е место в рейтинге 2019 года, — подметил Пушкарев.

Также эксперт добавил, что РК взяла уверенный курс на равноудалённое взаимовыгодное партнёрство как со странами СНГ, в рамках ЕАЭС, так и с Китаем и другими государствами Центральной Азии, то есть практически со всеми ближайшими соседями Казахстана. Большую роль по налаживанию бизнес-связей сыграла и крупная международная выставка ЭКСПО, приехавшая по приглашению властей Казахстана в 2017 году в столицу: страна получила возможность показать товар лицом. Поддерживая максимально тесные экономические отношения со всеми, используя совершенно уникальное географическое положение Казахстана в центре сразу многих торговых путей, руководство страны будет и дальше стараться максимально встроиться в многомиллиардный китайский план "Шёлкового пути". В план "Один пояс — один путь" вовлечено не только много стран-соседей, им заинтересовалась уже даже и Италия, вспомнив традиции Васко да Гамы.

— И это не просто транспортные магистрали, за счёт которых страна может получать транспортную маржу, выгоду от проходящих по её территории торговых путей, и это даже не просто возможный путь на перспективу для продвижения на экспорт национальных, казахстанских товаров, уменьшение издержек на склады, на транспортировку за счёт гигантских китайских инвестиций, но это и строительство возле ключевых городов совместных предприятий, которые дадут и хорошо оплачиваемые рабочие места стране, и позволят создаваемым предприятиям успешно стать частью производственных цепочек в рамках международного разделения труда. Производить комплектующие для иностранных концернов, а также создавать на выходе во многих случаях и конкурентоспособный по мировым меркам, сравнительно более недорогой при этом конечный продукт. Именно таким путём можно будет постепенно выправить внешнеторговый баланс Казахстана и с ближайшими соседями, и с более удалёнными странами-партнёрами, тогда будет более уверенно чувствовать себя и курс тенге, который в целом Нацбанк в состоянии держать под чутким контролем, но пока торговля с другими странами не выйдет в достаточный плюс, конечно, сам по себе курс национальной валюты стабилизироваться искусственно не может, резюмировал аналитик.