Если раньше обычно проводили сватовство и свадьбу, то сейчас кыз узату становится почти обязательным элементом торжеств, которыми отмечают создание новой семьи. При этом кыз узату не стоит считать заменой девичнику или репетицией «большой» свадьбы. Смысл его в том, чтобы семья проводила свою дочь в замужнюю жизнь и дала свое благословение.
К проведению кыз-узату есть определенные требования.
Это прежде всего девичий праздник, что отражается на его проведении. Во-первых, его полностью проводит и оплачивает сторона невесты. Во-вторых, на нем принято говорить прежде всего про невесту, на приглашениях и в фотозоне принято размещать только ее имя. Имя жениха появляется в оформлении, только когда дело доходит до свадьбы.
Со стороны жениха на кыз-узату обычно приглашаются только его ближайшие родственники, преимущественно старшие. Нередко состав приглашенных совпадает с составом сватов на кудалыке. Более дальние родственники и друзья жениха приходят, как правило, только на свадьбу, на которой по этой причине обычно заметно больше людей, чем на кыз-узату .
Свадебное платье и букет также остаются для свадьбы, на узату-той девушка обычно надевает красивое вечернее платье. В последние годы большую популярность приобретают наряды в казахском стиле.
Когда родные жениха приезжают к месту проведения узату-тоя, можно провести «арқан керу», как и во время сватовства: женщины со стороны невесты натягивают перед ними веревку или ленту, и им положены небольшие подарки за то, что они пропускают гостей внутрь.
Когда жених входит, две родственницы невесты отводят его к очагу, в который он должен налить немного масла. Им он также делает небольшие подарки. Чаще всего это деньги или не слишком дорогие украшения.
Кыз-узату обычно заканчивается ближе к полуночи, в районе 23 часов, следующим обрядом: самый старший из присутствующих благословляет девушку, и перед ней расстилают дорожку из белой ткани — «ақ жол», вдоль которой выстраиваются ее родственники. Мать подводит невесту к началу дорожки, где ее под руку берут снохи со стороны жениха. В этот момент должна исполняться песня «Сынсу», то есть «прощание-плач». Петь ее может как сама девушка, пока идет, так и ее родственницы и подруги. Раньше с этой песней девушки обходила дома своих родных, прощаясь с ними, потому что обычно уезжала в другой аул. Если девушка во время праздника была в красивом платке, саукеле или другом головном уборе, она может подарить его одной из сестер, которой желает тоже найти свое счастье и стать невестой в ближайшем будущем.
Таким образом будущую супругу проводят по дорожке.
Оборачиваться нельзя – это считается плохой приметой, знаком разлада в семье. Если девушка все же пытается оглянуться, родственницы обычно кричат ей: «Не смотри». Когда невеста сходит с дорожки, ее по традиции встречает свекровь и надевает ей на голову белый платок, а потом жених берет ее на руки или за руку и уводит.
После этого девушка уезжает в его дом в сопровождении нескольких близких женщин. По приезде их встречают очень тепло, устраивают шашу, то есть осыпают конфетами, накрывают дастархан, показывают дом, в котором будет жить молодая семья. Иногда надевание платка свекровью переносят на этот момент, не проводя его непосредственно на тое. Когда родственницы невесты убеждаются, что ее приняли достойно и с хорошим отношением, они возвращаются к себе домой. Перед отъездом сторона жениха вручает им подарки.
На следующий день проводятся две дополнительные церемонии.
В дом жениха привозят приданое его будущей супруги. В некоторых регионах Казахстана с этим этапом связана традиция «қыз жасауын көрсету», что означает «осмотр приданого». Родственники жениха, в основном женщины, придирчиво рассматривают и обсуждают каждую вещь до мелочей. За каждый предмет присутствующим при обряде снохам положен денежный көрiмдiк. Результаты осмотра даже могут повлиять на отношение к невесте. Сейчас эта традиция понемногу уходит в прошлое.
В доме родителей невесты примерно в то же время проводят «қыз өлтірісі», что переводится примерно как «жертва ради дочери». Этот ритуал обычно проводится довольно быстро: режут барана, мясо готовят и угощают им родных и друзей семьи, чаще всего — тех, кто по какой-либо причине не смог присутствовать на узату.
Свадьба обычно проходит через неделю-две после узату.