Как позеленеть нашей экономике - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как позеленеть нашей экономике

Как позеленеть нашей экономике

Казахстан заявил о переходе к “зеленой” экономике. В 2013-м принята концепция, по которой каждый год на эту тему будет выделяться по 3–4 миллиарда долларов. Следом приняли уточняющие программы по отраслям экономики. И это уже концепция комплексного развития страны. Вот только насколько она реализуема?

  • 3 Апреля 2015
  • 1398
Фото - Caravan.kz

Без учета главного

Теоретически “зеленая” экономика – это экономика с высоким уровнем качества жизни населения, бережным использованием природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений. В самой концепции и подпрограммах много красивых слов. Но нет главного – людей. Нет простого человека и его желаний.

Да, концепция охватывает и загрязнение воздуха, и управление отходами, и сельское хозяйство, и водные ресурсы, и кадровое обеспечение. Однако именно в этих сферах дело двигается тяжело. Здесь  возникают самые громкие скандалы. Простой пример: Алматы – один из самых грязных городов страны. Более тысячи предприятий выбрасывают в воздух 1 300 тонн загрязняющих веществ в год. Но главный источник выбросов – около 800 тысяч автомобилей, они дают более 70 процентов загрязнения воздуха.  Меж тем программа газификации личного автопарка результатов не дала, так как в ней не учитывается фактор личной экономики автовладельцев. Точно такой подход – и в самой концепции перехода к “зеленой” экономике, считает директор научно-технического центра Национальной телекоммуникационной ассоциации Евгений МАЛИШЕВСКИЙ.

Непродуманная альтернатива

При любом раскладе промышленность, ЖКХ, энергоснабжение и транспорт остаются ведущими секторами с точки зрения объемов энергопотребления. По концепции, альтернативные источники электроэнергии должны неуклонно расти. Доля солнечных и ветряных станций к 2020 году, мол, составит не менее 3 процентов, к 2030-му – 30 процентов.

Но разработчики, видимо, не знают, что ветряные и солнечные электростанции не смогут достичь требуемого уровня в производстве энергии, говорит Евгений Малишевский. Они не отвечают и требованиям по надежности производства энергии, так как зависят от природы: есть ветер или солнце – станция работает, нет – не работает. Энергосистема не должна зависеть от времени суток или погодных условий. Открытым остается вопрос и цены энергии. Министерство энергетики так и не определило, сколько будет стоить “зеленый” киловатт для конкретного потребителя. Пока эта цена выше в 3–4 раза, чем обычная электроэнергия.

Энергосбережение – не с того конца

Сейчас спрос на энергию в Казахстане составляет 65 миллионов тонн в нефтяном эквиваленте. Более 98 процентов всей энергии потребляют энергоснабжение, ЖКХ, промышленность и транспорт. Сравнение с другими странами показывает, что в Казахстане необходима замена или модернизация 45–60 процентов промышленного оборудования, на обогрев зданий требуется в 1,5–2 раза больше тепла, чем в странах  Европы с сопоставимым климатом. Четверть многоквартирных домов нуждается в капитальном ремонте, эффективность имеющихся котельных – не более 65–70 процентов.

 – Говоря об энергосбережении, никто не интересуется вопросом баланса энергосистемы страны, –  считает Евгений Малишевский. – В  итоге нас заставляют только снижать потребление через дифференцированные тарифы, взятые с потолка. Вместо того, чтобы стимулировать грамотно распределять энергию, производимую ТЭЦ и ГЭС. Еще городские ТЭЦ  вырабатывают горячую воду, которой не могут произвести меньше, чем нужно. Значит,  есть тот объем энергии, который они обязаны генерировать. Если у этой энергии не будет потребителя, она бесцельно пропадает.

Также упущен момент использования энергосберегающих технологий. Весь мир перешел на новые стандарты. Согласно им, не разрешают продажу энергозатратного оборудования или стимулируют покупку техники более высоких классов. В Казахстане же государство отвечает только за энергобезопасность. И никто не проверяет, насколько товар соответствует своему функциональному назначению. В итоге на рынок завозится огромное количество подделок,  использование которых никак не регулируется.

Водные страсти

В результате растущей потребности в воде к 2030 году в Казахстане ожидается ее дефицит в 14 миллиардов кубометров. К 2050 году он составит уже 20 миллиардов кубометров, или 70 процентов от потребности. Для экономии в жилищном хозяйстве концепция предлагает устранять протечки и контролировать давление в сетях, повышать стандарты водосбережения. Все это позволит экономить до 100 миллионов кубометров –  капля в море воды, уходящей в канализацию.

– Сколько воды нужно слить из крана, чтобы пошла тепленькая? Вот первый фактор, который нужно использовать при реализации этой программы. Ведь  мы воду просто сливаем в канализацию, – поясняет эксперт.

Одновременно он предлагает счетчики воды не закрывать, устанавливать открыто, так, чтобы ее расход был виден во время использования. Такой простой метод успешно используется в развитых странах.

Ситуация в ЖКХ доходит до абсурда

Основные меры по энергосбережению и повышению энергоэффективности в ЖКХ и системе отопления: модернизация или замена устаревших котельных, комбинированное производство тепла и электроэнергии, замена старых труб, термомодернизация зданий и строительство новых по стандартам теплозащиты. Из всего этого к  “зеленой” экономике относятся только два последних пункта. Остальное – то, чем коммунальщики должны заниматься в обычной жизни: следить, ремонтировать, устранять.  В 2012 году началась тепломодернизация жилья. И сразу обросла скандалами. Оказалось, что проекты ремонта домов непрозрачны, цены завышены, контроль за работами не ведется, а коммунальщики не разработали  тарифы на обеспечение теплом отремонтированных зданий.

– Мы остались заложниками старых подходов к стандартам, – убежден Евгений Малишевский.  –  Если мы хотим реально использовать “зеленые” технологии, нужно создавать собственную систему стандартизации, которая ведет продукт на всех этапах: разработки, производства, монтажа, эксплуатации и утилизации. Но у нас почти нет собственного производства, поэтому мы вынуждены приспосабливать чужие стандарты к нашим условиям.

За основу берутся стандарты, которые уже разработали где-то за рубежом. Это позволяет нашим министерствам говорить: “Мы догнали развитые страны”. На самом деле никого мы не догоняем. Доходит до абсурда. В казахстанские стандарты записывают сети с напряжением 110 и 400 вольт, которые используются в США. Но у нас-то таких сетей нет! А потом удивляются, почему у нас ничего не получается.