Второй раз мне выпал wygranej bilet (счастливый билет) – по приглашению министерства иностранных дел Польши я побывала во Вроцлаве, Величках, Кракове… Не перестаю восхищаться умением жителей этого государства делать лимонад из лимона буквально во всем. Их таланту влюблять в свою страну гостей. Творческому подходу к таким мелочам, на которые у нас не обращают внимания. Порой здесь легенды рождаются на пустом месте. И туристы еще как на них клюют! Но об этом чуть позже…
Вроцлаву 1 000 лет с небольшим “хвостиком”. На протяжении веков город переходил из рук в руки, менял название (более 50 вариантов), строился, расширялся. Перед Великой Отечественной войной это был немецкий город с населением 750 тысяч жителей. В войну здесь проживало уже около миллиона человек. В 1944 году город стал крепостью – приближались советские войска, фашисты держали оборону. Во время ожесточенных боев 80 процентов Вроцлава было разрушено. После произошла полная замена населения – немцы переехали в Германию, а во Вроцлав прибыли жители восточных регионов Польши.
В 1997 году из-за сильного наводнения город превратился в Венецию: по его улицам приходилось плавать на лодках, не было электричества, питьевой воды, связи. Вся Польша помогала жителям сооружать укрепления, отправляла продовольствие, воду, вещи, медикаменты. Сегодня о тех страшных днях напоминают лишь следы от воды на фасадах отдельных зданий.
“Швейцарский сыр”, “дом‑унитаз” и голый гном
В прошлом году Вроцлав посетили 5 миллионов туристов, больше всего гостей прибыло из Великобритании, Германии, Украины, других польских городов. Да, эту цифру озвучили в мэрии города. Признаюсь, вся казахстанская группа очень удивилась тому, что руководители департаментов, агентств – молодые люди.
– И это очень хороший результат! – отметила туристический потенциал Вроцлава Ела Сумборская.
Чем притягателен город? Зеленью (60 процентов), историей, развлечениями, местами для отдыха, спорта, шопингом, богатой кухней, красивыми историческими зданиями, необычными по дизайну новостройками. У последних есть свои негласные названия – “швейцарский сыр”, “дом-унитаз”… Можно прогуляться по огромному парку, на территории которого пруд, японский сад, шоу фонтанов. А во дворе Зала столетия снимали фильм “Четыре танкиста и собака”.
А еще гид предупредил: если турист не посетит Рацлавицкую панораму, значит, он не был во Вроцлаве.
Список культурных, спортивных мероприятий на ближайшие месяцы впечатляет! На днях во Вроцлаве прошла церемония открытия Международных игр – The World Games. Более 3 500 спортсменов из 100 стран выступят в 31 виде спорта. В начале августа здесь пройдет международный кинофестиваль. С 8 по 10 сентября – фестиваль гномов. Миниатюрных краснолюдков из бронзы по городу больше 400. Их можно встретить на тротуарах, у входа в здания, на фонарных столбах. Я видела гнома-пожарного, сторожа, пьяницу, журналиста… Гномик-заключенный сидит на подоконнике бывшей тюрьмы – сейчас здесь Академия наук. А главный папа-гном почему-то голый!
Все их хотят потрогать, потереть на счастье, сфотографироваться с ними. Предлагаются даже гном-туры – “собирать” на фотокамеру по городу гномиков. Кстати, этому чуду на улицах всего лишь 16 лет! Но я немного отвлеклась.
С 7 по 17 сентября Вроцлав захватит музыкальный фестиваль, а в октябре – театральный…
А еще этот город притягивает своей открытостью. Туристов здесь любят, на каком бы языке они ни говорили. Многие представители старшего поколения знают русский язык и, когда слышали русскую речь, старались объясняться на понятном мне языке. После знакомства с нашим гидом, присяжным переводчиком русского языка, магистром Янушем Бестером, могу сказать одно: душа поляка тоже бывает нараспашку. О чем только мы с ним не говорили!
Экскурсия под Баха
Как я уже заметила, Вроцлав – молодежный город: здесь 11 госвузов и более 30 частных. Поэтому приглашение побывать в старейшем Вроцлавском университете, которому более 300 лет, наша группа восприняла на ура. На десяти факультетах обучаются студенты со всего мира, среди них 32 казахстанца. Выпускники этого вуза работают в правительстве Польши, а вообще в его истории одиннадцать лауреатов Нобелевской премии. Стоимость обучения здесь 2,5 тысячи евро в год. Для казахстанцев, имеющих “карту поляка”, оно бесплатно.
– Несколько лет назад на факультете германской филологии обучалась студентка из вашей страны, – говорит проректор Ивона Бартошевич. – Когда она приехала, почти не знала польского языка. В конце обучения стала говорить на польском лучше, чем я.
Ради встречи с казахстанскими журналистами ректор Адам Ежевски вышел из отпуска. Показал нам вуз, сыграл на старинном органе в музыкальном зале фрагмент произведения Баха.
Рядом с университетом есть костел – сюда заходят преподаватели, студенты перед занятиями, экзаменами.
Интересуюсь: какой процент трудоустройства его выпускников? Пан Ежевски ответил, что ведется строгий учет и почти все его выпускники находят свое место на рынке. Так, выпускники астрономического факультета оказались востребованы в НИИ Великобритании, США. Замечательно, что все студенты, “если не очень сильно заняты”, имеют возможность подработки – университет сотрудничает с крупными компаниями, технопарками.
“Казахи не идут на работу, если маржа ниже 40 процентов”
Но еще этот город, как отметили в его мэрии, отличает “благодушие и широко раскрытые руки для тех, кто хочет вести бизнес”. Для западных инвесторов привлекательны условия – низкая оплата труда (в среднем 8,6 евро в час, включая обязательные взносы на соцстрахование). Для сравнения: в Британии – 25 евро. Во Вроцлаве самый большой процент населения, владеющего английским языком. С более 40 городами мира он имеет авиасообщение: ежегодно через местный аэропорт проходит 2,5 миллиона пассажиров.
Для ведения бизнеса важны и хорошие дороги. С этим, как я убедилась, в Польше вообще нет проблем. При этом стоимость жизни во Вроцлове ниже, чем в Варшаве, на 13 процентов, чем в Барселоне – на 37 процентов. В мэрии подчеркнули: город ждет казахстанских бизнесменов.
Ярослав Новак, возглавлявший 8 лет польскую фирму “Selena” в Казахстане, на вопрос, почему казахстанцы не инвестируют в Польшу, ответил:
– Когда я начинал работать в Казахстане, услышал шутку, что казахи не идут на работу, если маржа ниже 40 процентов. Возможно, причина в этом… В Польше так не бывает.
Выживаемость стартапов – 90 процентов
В тот же день мы посетили парк технологий Вроцлава. Всего в Польше их 11. На его территории расположились 250 фирм. Имеется 12 специализированных лабораторий (электроники, оптики, энергетики, моделирования и хостинговых услуг, криогеники и технологии газа и др.), два бизнес-инкубатора, работает 120 стартапов. Парк располагает оборудованием стоимостью 16 миллионов долларов, которым могут пользоваться все его резиденты. Здесь работают как фирмы-лидеры в своей отрасли, так и начинающие компании. Любопытно, что благодаря поддержке парка (фирма платит за аренду всего 20 процентов, 80 процентов – субсидии из европейских фондов, заявку на получение грантов также помогает составить парк) выживаемость стартапов достаточно высокая – 90 процентов. В США – 10 процентов. А тот, кто специализируется в сфере IT, получает финансовую поддержку из фонда, образованного аналогичными компаниями.
Над чем же трудятся сотрудники парка? Достижение одной из фирм – гель для быстрого заживления ран на теле животных. Другая исследует болезни, вызванные иксодовыми клещами. Третья производит компоненты, необходимые для ранней диагностики рака. Четвертая – оборудование для ранней диагностики сердца плода….
Приятно удивило наличие детского сада при парке.
“Сотрудники не должны отвлекаться от работы мыслями: а как их ребенок, тратить время на дорогу в детский сад”, – подобной философии придерживаются многие крупные польские компании.
Гостей встречают яблоками
…Отель Qubus, где я остановилась, расположился в самом центре Вроцлава. Мои окна выходили на собор Святой Марии Магдалины. У входа в собор наш гид Анна Томашевска показала гномика-байкера. Настоятель этого храма ездил на Harley-Davidson. Теперь к крошечному гному приезжают поклониться байкеры со всего мира. А на мостик костела, с которого открывается прекрасный вид на Вроцлав, в ночное время приходят местные “токалки” замаливать грехи – подметать пол веником. Древняя это традиция…
Заметила еще одну интересную деталь: во многих отелях и кафе Вроцлава, как и других городов Польши, на ресепшн ставят для гостей вазы с местными яблоками. Сочные, душистые, без ГМО и химии – гордость местных фермеров. Небольшие яблони, выращенные специальным образом, дают богатый урожай. “Мы выращиваем яблоки, а не яблони”, – говорят поляки. Да что я вам тут рассказываю про польские яблоки, когда только на рынке Алматы их доля достигала в разные годы от 20 до 40 процентов!
Алматы – Вроцлав