Медиа-портал Caravan.kz предлагает вашему вниманию обзор зарубежных новостей о Казахстане за прошедшую неделю.
Как полицейские защитили ЛГБТ-активистов от разъяренной толпы в Караганде — Eurasianet.org
Издание сообщает, что на прошлой неделе обучающий семинар, проведенный феминистками и активистками ЛГБТ, едва не закончился насилием, если бы не вмешательство полиции. Группа тренеров-активистов отправилась в Караганду 28 июля, чтобы провести день семинара, посвященного «правам женщин, а также лесбиянок, бисексуалов, транссексуалов и квир-людей». Мероприятие должно было пройти в одном из бизнес-центров города.
В это время на улице собралась группа разъяренных местных жителей, чтобы потребовать его отмены. Несмотря на то что для участия приехало всего 14 человек, несколько десятков агрессивных мужчин стучали в окна, требовали, чтобы их впустили и призывали активистов покинуть город. На место происшествия была вызвана полиция, которая позже сформировала живую цепь, чтобы позволить активистам покинуть территорию целыми и невредимыми.
Хотя в данном случае полиция обеспечивала активистам элементарную безопасность, она не всегда оказывала такую помощь. Подобный эпизод произошел в мае, когда активисты Feminita попытались провести обучающий семинар в Шымкенте по правам женщин. Когда группы возмущенных местных жителей собрались на акции протеста, вмешалась полиция. Однако они задержали активистов, которые были подвергнуты восьмичасовому допросу, а затем насильно вывезены в Алматы.
Хотя однополые отношения являются вполне законными в Казахстане, ЛГБТ-активисты регулярно жалуются на преследования и давление со стороны общественности из-за традиционных ценностей, преобладающих в стране. Местные эксперты утверждают, что в стране «существует общая проблема дискриминации, которая касается не только ЛГБТ, но и очень многих групп».
Как пандемия коронавируса способствовала развитию внутреннего туризма в Казахстане — Eurasianet.org
Авторы сообщают, что казахстанцы, не имеющие возможности выезжать за границу из-за коронавирусных ограничений, во многом обнаружили для себя, что родная страна полна хороших мест для отдыха. Но то, что хорошо для местной экономики, не всегда хорошо для природы.
Владельцы подобных зон отдыха рассказывают, что раньше в основном принимали иностранных гостей, но с наступлением пандемии ситуация кардинально изменилась. По их словам, казахи стали больше интересоваться кочевым бытом и традициями. Особое внимание привлекают культурные шоу и национальные игры, которое проводят в виде шоу. Гостевые дома и отели в любом из подобных мест сейчас переживают период бума.
Власти Казахстана сообщили, что в связи с этой тенденцией использование личного автомобиля для путешествий внутри страны увеличилось на четверть в годовом исчислении в 2020 году, при этом в том же году курорты Казахстана приняли на 45 процентов больше людей, чем в предыдущем году. Власти стремятся развить этот случайный поворотный момент, хотя и не всегда так, как это нравится людям. Однако, к сожалению, наблюдались и довольно неприятные инциденты, связанные с ущербом окружающей среде.
Летом прошлого года многие жители Нур-Султана, заинтригованные фотографиями из Интернета, направились к ярко-розовому озеру Кобейтуз, в паре часов к востоку от города. Вскоре посетители начали наносить ущерб хрупкой экосистеме озера, среди прочего сбрасывая большое количество мусора и вынося мешки с природной солью, находящейся на берегу. Местные чиновники были вынуждены прогнать людей с места. Аналогичная история развернулась и в горах Тянь-Шаня. Активисты рассказывали, что в дополнение к пластиковым бутылкам и салфеткам появился новый тип мусора — тканевые маски, которые разбрасывают практически во всех местах отдыха.
Как старые технологии мешают развитию в области возобновляемых источников энергии — Eurasianet.org
Издание сообщает, что, согласно планам руководства страны, к 2030 году 10 процентов электроэнергии страны будет вырабатываться за счет возобновляемых источников энергии. Подобные экологические обязательства в последнее время стали применяться очень быстро, но для Казахстана это тяжелое испытание, поскольку страна является крупнейшим источником выбросов углекислого газа в Центральной Азии и, что еще более тревожно, занимает 14-е место в мире по этим показателям.
Однако прогресс набирает обороты. Еще три года назад на долю возобновляемых источников энергии приходился всего один процент в структуре электроэнергетики Казахстана. По состоянию на прошлый год эта сумма увеличилась втрое. За шесть лет страна увеличила мощность возобновляемых источников энергии в шесть раз, до 1650 мегаватт в 2020 году. В прошлом году было запущено 25 объектов инфраструктуры возобновляемых источников энергии, в основном ветряные и солнечные электростанции, что увеличило мощность на 600 мегаватт.
Чиновники объясняют этот прогресс интересом частных инвесторов, поскольку в казахстанском секторе зеленой энергетики работают не менее 10 компаний, в том числе такие крупные нефтяные компании, как итальянская Eni и французская Total. Однако кое-что из этого может быть бахвальством. Как сообщают эксперты, 70 процентов финансирования проектов возобновляемой энергии поступает от международных банков развития, которые выделили для этого сектора около 1 миллиарда долларов США. При этом крупные иностранные инвесторы не торопятся вкладывать деньги в эту сферу.
Это объясняется тем, что в стране мало возможностей заработать на этом. Например, в Узбекистане, где население почти вдвое больше, рынок возобновляемой энергии масштабнее. Другой проблемой была турбулентность валютного курса. Поскольку оборудование для строительства ветряных турбин и солнечных электростанций закупается за рубежом в иностранной валюте, а выручка выражается в национальной валюте, инвесторам это невыгодно. Предпринимаются определенные усилия, чтобы вызвать энтузиазм у местных инвесторов, хотя масштабы того, что было сделано до сих пор, не впечатляют.
Казахстанские студенты отказываются от российских соцсетей в пользу международных — Eurasianet.org
Авторы сообщают, что студенты казахстанских университетов в основном получают новости из тех же социальных сетей, что и их коллеги во многих западных странах. Это главный вывод небольшого исследования, которое провели авторы в нескольких университетах Алматы. Большинство респондентов (около 60 процентов из нескольких сотен опрошенных) указали социальные сети в качестве основного или единственного источника новостей. В совокупности эти платформы превысили количество читателей газет в печатных и онлайн-версиях.
Из конкретных источников новостей в социальных сетях респонденты чаще всего называли Instagram, принадлежащий Facebook (56 процентов), за ним следуют YouTube и Telegram (оба около 11 процентов) и, в более отдаленной перспективе, VK (всего 3 процента). На данный момент Instagram, YouTube и Telegram занимают соответственно 5, 6 и 7-е место среди самых загружаемых приложений в казахстанском Apple Store. ВК занимает 12-е место. Похожая история в магазине Google Play. Между тем некогда популярные в России «Одноклассники» тоже не входят в топ-50.
Внимание российским платформам уделено особое, поскольку эти наблюдения ставят под сомнение более ранние исследования, согласно которым «ВКонтакте» и «Одноклассники» являются самыми популярными социальными сетями в Казахстане. Растущий трафик в Instagram, YouTube и Telegram указывает на то, что молодые казахстанцы предпочитают альтернативные источники новостей в Интернете и более открытое обсуждение. В итоге авторы пришли к выводу, что альтернативная новостная среда в Казахстане укореняется именно в социальных сетях, а не в традиционных медиа.