Как подать в суд на нерадивого чиновника, не вставая с дивана - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как подать в суд на нерадивого чиновника, не вставая с дивана

Как подать в суд на нерадивого чиновника, не вставая с дивана

Багдат МУСИН решил объявить войну бюрократии и коррупции. Оружием для этой благородной миссии он выбрал высокие технологии. Первыми о грандиозных планах министерства цифрового развития почему-то узнали жители провинциального Актобе.

  • 6 Июня 2022
  • 386
Фото - Caravan.kz

Сторис от министра

Багдат Мусин – самый молодой из казахстанских министров. Сейчас ему 38 лет, и цифровые технологии для него очень близки. Первым объектом посещения министра стал актюбинский спецЦОН. Уже через несколько секунд на личной странице Багдата Мусина в “Инстаграме” появилась сторис из центра обслуживания.

Совсем скоро визиты в центры обслуживания населения станут редкостью, потому что необходимые документы можно будет получить онлайн. Уже сейчас, не выходя из дома, можно получить 23 вида услуг, и этот перечень планируется расширить.

За первый квартал этого года количество посетителей ЦОНа сократилось на 58 %. Всё больше граждан понимают, что получать справки удаленно – намного удобнее, чем стоять в очередях. Это позволило существенно сократить время посещения центра обслуживания для тех, кто еще на “вы” с цифровыми технологиями. Прежде посетитель тратил на ожидание в очереди от 30 минут до часа. Сейчас в ЦОНе клиент проводит не больше 15 минут, не считая ожидания.

Еще одно новшество ждет тех, кому не нравится свое фото в паспорте. В отделениях скоро появятся терминалы самообслуживания, где можно будет самому сделать несколько фотографий и выбрать особо понравившееся, и тут же отправить его на обработку данных. При использовании терминала самообслуживания оформить паспорт или удостоверение личности можно всего за 5 минут.

Работа над ошибками

Цифровые технологии заметно шагнули вперед, но некоторые проблемы остались актуальными. Когда документооборот стал переходить в цифровой формат, делопроизводители еще не дружили с компьютерами, и в базы закралось много ошибок. Например, пользователи, посетившие портал е-гов, вдруг узнавали, что у них трое детей (а не четверо) или фамилия-имя были записаны неправильно. Особенно часто путаница возникала с регистрацией недвижимости или местом проживания. Нередко актюбинцы узнавали, что прикреплены к карагандинской поликлинике или что вообще живут в другом городе. Чтобы исправить ошибку, нужно было пообивать пороги как минимум пяти инстанций.

– Я с этой проблемой знаком не понаслышке, – поделился Багдат Мусин. – У моего приятеля заболел сын, и понадобилось лечение за границей, причем выезжать надо было срочно. Но когда приятель пошел оформлять сыну загранпаспорт, то его ждал неприятный сюрприз. В свидетельство о рождении закралась ошибка, по этому документу стали оформлять другие и так, по цепочке, почти все они стали недействительными и нуждались в замене. Но это еще часть проблемы. Никто точно не знал, с чего именно нужно начать. Одно ведомство отправляло человека в другое, а те футболили обратно. А время, необходимое для лечения, шло.

Багдат Мусин считает, что IT-технологии помогут искоренить коррупцию. Фото @bagdatmussin
Багдат Мусин считает, что IT-технологии помогут искоренить коррупцию. Фото @bagdatmussin

Такие сложности возникли из-за того, что у персонала не было никакого алгоритма и никаких инструкций, как надо действовать в подобной ситуации. Прервать замкнутый круг можно было, лишь если хоть в одном ведомстве работал кто-то из хороших знакомых. Или же сунув кому-то взятку.

Сейчас проблему можно решить, не выходя из дома, за считаные минуты. Достаточно сообщить об ошибке на портале электронного правительства, и правки пройдут по всем базам максимум за три дня.

Кликайте, а не стучите

Пожаловаться на произвол и бездействие чиновников с помощью цифровых технологий тоже стало намного проще. Подобная услуга существовала и прежде на е-гов и порталах государственных ведомств, но нередко жалоба терялась или оставалась без ответа. В лучшем случае заявитель получал дежурную отписку с рекомендацией обратиться в другое ведомство.

Сейчас появилось приложение “e-otinish” (обращение). Его можно скачать бесплатно, а для использования достаточно лишь наличия цифровой подписи.

После отправки жалобы или другого обращения беспристрастный алгоритм сам отправляет челобитную нужному чиновнику, а тот, в свою очередь, должен в установленный срок дать на нее развернутый ответ.

Если по каким-то причинам ответ жалобщика не устроит, он может тут же, в пару кликов, отправить еще одно обращение, с требованием дополнить или уточнить информацию. Если же и в этот раз придет дежурная отписка, то в “e-otinish” можно подать на нерадивого чиновника в суд. Программа моментально передаст туда всю переписку.

Приложение e-otinish позволяет подать в суд на нерадивого чиновника, не вставая с дивана. Фото e-otinish.kz
Приложение e-otinish позволяет подать в суд на нерадивого чиновника, не вставая с дивана. Фото e-otinish.kz

Приложение стартовало относительно недавно, но им уже воспользовалось 510 000 человек. Они написали более миллиона обращений.

– Главная задача “e-otinish” – чтобы человека не футболили, как это делалось раньше, – прокомментировал ситуацию Багдат Мусин. – До этого люди просто уставали от бюрократической волокиты и бросали начатое. До судебных инстанций вообще доходили немногие, а выигрывали процесс единицы. Чаще всего из-за того, что не могли собрать доказательства бездействия. Сейчас это исключено. Всё фиксируется и контролируется. Есть такое юридическое понятие, как “презумпция виновности”, то есть не истец должен доказывать свою правоту, а чиновник – убеждать суд, что делал всё возможное для решения проблемы. Если чиновнику не удастся этого доказать, то штраф придется платить из своего кармана.

Улыбнитесь, вас снимают из космоса

Ведомство, которое возглавляет Багдат Мусин, занимается не только развитием IT-сферы, но и внедрением аэрокосмических технологий. Полеты на Марс казахстанцам светят еще не скоро, но космос уже активно входит в жизнь даже отдаленных аулов.

Над территорией Казахстана активно ведется космический мониторинг. Другими словами, каждый клочок земли фотографируется со спутника.

Например, при степном или лесном пожаре техника позволяет обнаружить очаг возгорания еще до того, как первый дымок заметят жители ближайших сел, а следовательно, отреагировать на это можно будет оперативнее, и победить только разгорающийся огонек пожарным станет гораздо проще.

На этом возможности космической съемки не заканчиваются. К примеру, по данным актюбинского управления сельского хозяйства, с пастбищами в регионе всё нормально. На непосредственную проверку у контрольных органов ушло бы много времени, ведь пастбища находятся далеко от главных магистралей, а к некоторым из них добраться можно лишь на вертолете.

Космический мониторинг позволяет проделать эту работу за считаные секунды.

– Говоря простым языком, спутник – это огромный фотоаппарат, который летает над Землей. Он делает фото в высоком разрешении и передает их в центр обработки, – пояснил министр.

Мне сверху видно всё, ты так и знай

Результаты космического мониторинга актюбинских пастбищ были неутешительными. Почти 67 % из них были непригодны для использования, а 16 % не соответствовали нормам.

Спутник может вывести на чистую воду захватчиков земель, любителей самостроя и тех, кто использует полученную землю не по назначению.

В отдаленных районах земельные вопросы нередко решают за дастарханом с местным акимом. Глава поселка за некоторое вознаграждение закрывает глаза на то, что фермер незаконно расширил свои угодья, а земледелец спокойно не платит налоги, а то и захватывает заповедные земли.

Благодаря спутнику-шпиону данная схема становится невозможной.

Тем не менее, сколько ни говори о внедрении IT-технологий в повседневную жизнь, человеческий фактор (и в первую очередь компьютерную малограмотность) со счетов списывать нельзя.

АКТОБЕ