Как парк превратили в зону, или Зачем кошмарить инноваторов? - Караван
  • $ 530.12
  • 546.08
-1 °C
Алматы
2025 Год
19 Января
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как парк превратили в зону, или Зачем кошмарить инноваторов?

Как парк превратили в зону, или Зачем кошмарить инноваторов?

В Усть-Каменогорске ученых-инноваторов прессуют судебными исками на миллионы тенге – самое грустное, что в суд на них подает технопарк, та структура, которая по идее должна их холить и лелеять.

  • 30 Октября 2015
  • 2425
Фото - Caravan.kz

Полгода назад “КАРАВАН” рассказывал о массовых исках технопарка “Алтай” (подразделение НАТР – Национального агентства по технологическому развитию) к авторам техпроектов (“Усть-Каменогорск: Как поддержку превратили в подножку”). Напомним: ряд фирм заключил с технопарком договоры на реализацию перспективных проектов. Например, создание интерактивного сайта туруслуг, создание цеха по выпуску пантопродукции, производство новых материалов… Несмотря на выполненные работы, парк потребовал от фирм возврата всех выделенных сумм! От пяти до десяти миллионов тенге. В качестве предлога указывались формальные нарушения вроде 10-дневной задержки с отчетом или не достигнутого индикатора в виде повышения международного имиджа страны…

Весной возмущенные ученые, рационализаторы, изобретатели направили обращение к областной и республиканской власти.

– Происходит травля наиболее активных инноваторов Восточно-Казахстанской области, инициируются административные и уголовные дела по взысканию денежных средств в пользу технопарка, – значилось в письме. – Подобные действия приводят к уничтожению инновационной активности в регионе и выдавливанию наиболее профессиональных технических кадров.

При молчаливом безразличии

– В акимате Восточного Казахстана наше обращение отфутболили чиновнику, который ничего не решал, – рассказал директор инновационного ТОО Анатолий КОВШИК. – Он так и заявил: “А зачем выносить сор из избы?”. Хотя мы рассчитывали, что акимат соберет “круглый стол”, что нас услышат. Ведь дошло до того, что парк расторг со мной договор на основании протокола комиссии НАТРа, который я в глаза не видел. Заключения ее не читал. И на мой запрос о предоставлении этого документа мне ответили: он… для внутреннего пользования и не подлежит разглашению!

Летом изобретатель предпринял новую попытку достучаться до акимата – записался на прием к главе региона Даниалу Ахметову. Подготовил папку с документами. Встретил инноватора… замакима Нурымбет САКТАГАНОВ, который легко “разобрался”, отфутболив бумаги все тому же ничего не решающему чиновнику. Круг замкнулся.

– В технопарке “Алтай” клубок проблем, – невесело заметил Анатолий Васильевич. – Но, видимо, руководству области до этого нет никакого дела.

Пчелы против меда

Ряд инновационных фирм уже прошел через судебные разбирательства. По части исков специализированный межрайонный экономический суд Восточного Казахстана отказал технопарку в его жажде миллионов. Однако к предприятию Анатолия Ковшика парк “Алтай” предъявил еще два дополнительных иска о выплате неустойки. И это несмотря на то, что инноватор согласился вернуть “Алтаю” огромные по меркам небольшого ТОО суммы!

– Один проект по выпуску пантопродукции закончен, цех запущен, продукт выпускается, акимат регулярно возит туда делегации, – говорит инноватор. – При этом в НАТРе выносят решение прекратить договор ввиду его бесперспективности, а технопарк шаг за шагом через иски ведет мое ТОО к разорению. Заметьте, меня, как инноватора, “кошмарят” структуры, которые вроде призваны заботиться о развитии инноваций.

Летом счет фирмы Ковшика был арестован. По словам изобретателя, предприятие фактически лишилось возможности работать. Возникли задолженности по налогам, зарплате, за расходные материалы…

– Я не люблю слово “банкротство” и сейчас судорожно пытаюсь выжить, – признается Анатолий Васильевич. – И знаете, что убивает? Технопарк одной рукой забрасывает меня новыми исками, а другой – шлет письма с приглашением продолжить сотрудничество! Это что – такой особый вид цинизма?

В самом технопарке “Алтай” свои действия объясняют исключительно заботой о бюджетных деньгах. Мол, заявители проектов не выполнили обязательства в полном объеме и поэтому обязаны вернуть проектные средства.

– Государство – не благотворительная лавочка, – заявил юрист технопарка Игорь ЛЕЩЕНКО. – Здесь товарно-денежные отношения.

Разруха начинается в голове

– Чистая демагогия, – парирует представитель инновационной фирмы юрист Евгений РЫТОВ. – Само название Закона “О господдержке индустриально-инновационной деятельности” говорит за себя. У ученых есть идеи, но нет денег. У государства есть деньги и интерес к выпуску новой продукции. Именно поэтому государство выделяет средства для стимулирования передовых технологий, оплачивает расходы по инновациям. На выходе страна получает новую продукцию, которая становится частью экономики.

“КАРАВАН” уже рассказывал о подводных камнях в договорах, подписанных в свое время инноваторами с парком “Алтай”. В документ по какой-то причине просочилась масса противоречий и откровенных ловушек. В одном пункте, например, сказано, что услуги по бизнес-инкубированию предоставляются безвозмездно. В другом – что оборудование, которое изготовлено по проекту, переходит к тому, кто выделил деньги. Тем не менее инноваторы подписали соглашения – не смогли отказаться от возможности воплотить научные задумки в жизнь.

…И попали по полной. Сейчас инноватору Ковшику не остается ничего другого, кроме как с возмущением наблюдать, как парк пытается стричь купоны с его “ноу-хау”.

– Парк использовал любые зацепки, лишь бы расторгнуть договор, – рассказал ученый. – То прицепились к 10-дневному опозданию с отчетом, то к отсутствию клинических испытаний. Потребовали дипломы и лицензии всех юристов и бухгалтеров, потом заявили, что мы должны переделать все трудовые договоры и счета-фактуры!

Больше полугода инноватор – в подвешенном состоянии. Не изобретает, не создает. Ходит по судам. Если верить сайту технопарка “Алтай”, за это же время под его опекой началась реализация… трех проектов. Это не оговорка. Не тридцати, и даже не десяти. Трех! А всего за период 2010–2014 годов из примерно полутора десятка инновационных проектов под крышей “Алтая” благополучно завершились… два. Остальные – под “санкциями”. Красноречивая результативность, не так ли?

Усть‑Каменогорск