Что же такое экстраординарное должно случиться, чтобы дестабилизировать работу, например, крупного промышленного предприятия железнодорожного транспорта? Халатность, повлекшая тяжкие последствия? Крупная авария?
Нет! Всего-навсего одна гражданка, которая умеет писать заявления!
Жалобы летят, как птицы…
Заместитель директора ТОО “ППЖТ-2” Евгений Полывянный говорит, что название его предприятия при СССР расшифровывалось, как “Промышленное предприятие железнодорожного транспорта”.
– Чем оно занимается?
– Мы предоставляем железнодорожные пути, а наша задача состоит в том, чтобы содержать их в рабочем состоянии, ремонтировать и не допускать аварий.
– Что привело вас в редакцию “КАРАВАНА”?
– Проблема. Дело в том, что женщина, проживающая неподалеку от нашего железнодорожного пути, постоянно пишет жалобы в госорганы.
– Когда всё это началось?
– Обращаться с жалобами в различные контролирующие организации она начала в 2013 году, а с 2018 года пишет заявления в суды.
– В чем суть ее претензий?
– Якобы проходящие мимо ж.-д. составы шумят и загрязняют окружающую среду.
– Эта женщина является владельцем дома и участка, расположенного рядом с вашими путями?
– Да, она получила их в наследство.
– Ей предлагали сменить место жительства?
– Насколько я знаю, да. Но женщина отказалась, а на одном из собраний она прямо так и заявила, что видит лишь один выход – выкуп ее земельного участка по госпрограмме. Это значит, что акимат должен выкупить у нее участок.
– Она называла вам какие-либо суммы?
– В 2019 году, когда апелляционный суд направил нас к мировому судье, она заявила, что наше и еще одно предприятие могут приобрести для нее дом, который ей понравился. Он стоит 380 млн тенге. Однако судья сказал ей, что это – нереально. Поэтому решение предыдущего суда оставили в силе.
– На этом жалобы прекратились?
– Нет, к тому же она пыталась препятствовать проведению капитального ремонта ж.-д. путей. Дело в том, что наше предприятие разработало и воплотило инвест-программу на 5 лет: с 2017 по 2021 год. В этот период она начала жаловаться на нас в ГАСК и прокуратуру. Мол, мы незаконно ремонт делаем. И к нам начали постоянно приезжать проверки.
– Проиграла ли эта женщина какие-то суды?
– Практически все проиграла. Сейчас вот последний суд идет. В прошлом году министр здравоохранения по ее жалобе инициировал очередную проверку. Сотрудники Алматинского отделения управления охраны общественного здоровья на транспорте сделали замеры и выявили превышение уровня шума при прохождении состава. Тогда нам вынесли постановление об устранении нарушения. Мы хотели поставить антишумовой барьер там, но не смогли. Как оказалось, в том месте под землей проходит центральная городская канализация. “Алматы Су” направило нам письмо с запретом там что-либо строить.
Я этой женщине предлагал антишумовой барьер поставить по ее забору, но получил отказ. После чего она принялась писать в различные инстанции о том, что категорически против установки антишумового барьера.
Суд оставил протокол решения Алматинского отделения управления охраны общественного здоровья на транспорте в силе, и нам вынесли штраф. Мы его оплатили. Но когда подробно изучили правила замеров шума, то увидели, что исследование производилось не совсем корректно. В итоге 31 марта 2022 года суд рассмотрел наши доводы и вынес решение в нашу пользу.
Вот постановление специализированного межрайонного суда по административным делам города Алматы № 7528-22-00 – 3/5343 от 31 марта 2022 года: “Производство по административному делу в отношении Товарищества ограниченной ответственностью “ППЖТ-2” по части 3 статьи 462 КоАП РК производством прекратить за отсутствием в его действиях состава административного правонарушения”.
Если поезда шумят, то их надо запретить?
– Но ведь железнодорожные составы, которые приходят в промзону, к вашему предприятию не относятся?
– Нет, конечно. Мы предложили, чтобы ҚТЖ подачу и уборку вагонов производили только в дневное время. Но они физически не могут этого сделать. Потому что станция “Алматы-2” не только грузовая, там еще и парк пассажирских вагонов имеется. Если ночью не подавать вагоны, то ж.-д. станция не сможет нормально функционировать.
Затем эта женщина подала в суд еще на несколько государственных организаций и на предпринимателей.
Она требует, чтобы с 22.00 часов вечера до 9.00 часов утра никакого движения ж.-д. составов не было! Ни грузовых, ни пассажирских.
В соответствии с требованиями статьи Административного кодекса РК о соблюдении тишины.
– Почему ваше предприятие не выкупит ее земельный участок вместе с домом?
– Различные государственные организации нам это уже не раз предлагали. Но женщина хочет, чтобы у нее выкупили земельный участок по государственной программе. Я ей пояснил, что в таком случае земельный участок будут оценивать по рыночной стоимости. Однако она мне не поверила. Управление городского планирования и урбанистики города Алматы в своем письме от 24 марта 2022 года № 02.5 – 05 – 484 – Ш. сообщило, что земельный участок не подлежит изъятию для государственных нужд, и предложило решение данного вопроса путем выкупа либо урегулирования спора в гражданско-правовом порядке. Получается, что мы должны выкупать у нее дом и земельный участок за баснословные деньги?
– Может ли эта ситуация вызвать проблемы с транспортными и пассажирскими перевозками?
– Конечно, ведь, несмотря на то, что по нашим путям в промзоне только грузовые вагоны ходят, от этого косвенно зависят и пассажирские перевозки. Если станция забьется грузовыми вагонами, то пассажирские составы будет просто негде формировать. Беда в том, что даже при изменении нормативно-правовых актов, регулирующих санитарно-защитную зону, мы физически не сможем отодвинуть или убрать свои предприятия от жилых домов. Но и выплатить женщине такую огромную сумму также не имеем возможности.
Те неудобства, на которые она жалуется, возникли еще в советские времена, так как расположенные рядом дома эти, как и промышленная зона, построили еще при Советском Союзе!
Но теперь получается, что владелица одного частного дома может застопорить в промзоне деятельность около сотни предприятий!
Мы опасаемся, что функционирование нашего ТОО могут приостановить, а потом и вовсе ликвидировать.
Но не причинит ли это ущерба государственным интересам? И что же мы имеем в сухом остатке? На одной чаше весов – принципиальная позиция гражданки, которая, проживая возле железнодорожных путей, требует тишины и хочет переехать в новый дом, а на другой – деятельность предприятий индустриальной зоны. Какая перевесит?
Предприниматели индустриальной зоны Алматы обращаются к Президенту Республики Казахстан Касым-Жомарту Кемелевичу ТОКАЕВУ, генеральному прокурору РК Берику Ногаевичу АСЫЛОВУ, акиму города Алматы Ерболату Аскарбековичу ДОСАЕВУ и просят помочь решить эту непростую проблему.
АЛМАТЫ