Именно такая сумма предусмотрена в плане министерства по предоставлению грантов для НПО на 2018 год по лоту “Продвижение имиджа казахской девушки”. Двигать планируют через информационную кампанию – через публикацию на интернет-ресурсах и в социальных сетях видео и печатных материалов “с привлечением экспертного потенциала”.
– Однако, сколько бы мы ни смотрели положительных роликов о том, какой должна быть казахская девушка, когда появляется новость о первой казашке-порномодели или токал, это создает определенный диссонанс. Поэтому я за то, чтобы мы не делали действие ради действия, – высказала свое мнение на дискуссионной площадке “PaperLab” в Астане директор ОФ “Правовой медиа-центр” Диана ОКРЕМОВА.
Тема встречи экспертов и чиновников – “Госполитика в сфере НПО: регулировать нельзя либерализовать”.
Участники рассуждали о том, к чему привело финансовое, идеологическое и иное вторжение государства на территорию неправительственного сектора и как можно эффективно выстроить эти отношения.
Как сообщила председатель комитета по делам гражданского общества МДРГО Алия ГАЛИМОВА, в Казахстане зарегистрировано 19 680 НПО, постоянно действуют 13 879, где занято более 29 тысяч человек. В прошлом году было реализовано 57 проектов на 618 миллионов тенге, в этом предусмотрена реализация 87 на 965 миллионов тенге. Кто из казахстанских звезд чаще всех обнажался в соцсетях за 2017 год
– Недавно нам из Атырауской области одна НПО прислала заявку сразу на 20 лотов по различным направлениям – в экологии, молодежной и внутренней политике. По законодательству нет ограничений, но речь идет о профессиональной ориентированности НПО.
Другая проблема – неравномерная представленность НПО в регионах, особенно в селе. На местах совершенно иные потребности, чем, к примеру, в Астане или Алматы.
Поэтому мы вводим такие понятия, как оценка потребностей населения, новые инструменты для государственного социального заказа для повышения его качества, – сказала Алия Галимова.
Директор ОФ “Правовой медиа-центр” Диана Окремова в свою очередь отметила прозрачность оператора в сфере грантового финансирования НПО – центра поддержки гражданских инициатив, который опубликовал данные по грантам и поданным заявкам, а также реестр экспертов для независимой экспертизы последних.
– Однако меня расстраивает большое количество лотов и соответствующих заявок от НПО по пропаганде и созданию имиджа. Например, лот “Продвижение программы модернизации общественного сознания”. У меня большие сомнения, что НПО сами понимают, что это такое, но берут смелость рассказывать об этом населению. Легко провести “круглый стол”, разместить ролик в социальных сетях. Но не хватает реальных оценок, что на самом деле изменится, – полагает Окремова.
При этом ни одна НПО не откликнулась на лот “Организация мероприятий по продвижению государственного языка”! Как и на лот “Развитие творческого потенциала молодых писателей, поэтов и журналистов”. Оба они предполагают большую, чем просто создание роликов, работу с населением, проведение мастер-классов.
– Государство, наверное, должно поддерживать НПО, но есть безопасные темы и опасные. Ко вторым относятся правозащитные темы: уязвимые слои населения, защита религиозных прав, там, где есть политический контекст. События с рядом НПО, на которых после налоговых проверок налагались штрафы, являются опасным показателем. С одной стороны, государство поддерживает НПО, с другой – всегда имеет рычаг, как надавить на тех, кто им неугоден, – заключила глава ОФ “Правовой медиа-центр”.
Известный правозащитник Евгений ЖОВТИС призвал не демонизировать НПО как нечто опасное и представляющее угрозу:
– Мы несколько лет просим убрать обязательную регистрацию НПО. Террористы все равно не идут регистрировать свои уставы, пусть люди занимаются, чем хотят. Есть огромное количество инициатив, людей, структур – формальных и неформальных, получающих деньги или не получающих и не только и даже не столько оказывающих услуги – это не сервисная организация. Если государству нужно передать какие-то функции – бога ради, финансируйте проекты и этим НПО предъявляйте претензии!
Жовтис подчеркнул, что отношения государства и НПО не должны строиться по вертикали.
– Это горизонталь, здесь все равны, нет тех, кто кому-то чем-то обязан, в том числе (должен) отчитываться. Я высунулся, начинаю что-то делать, на меня вдруг наехали – ты плохо делаешь, почему не отчитываешься перед нами…
Коллегу поддержала Светлана УШАКОВА из ОФ “ИНМИР”, считающая, что из-за положения “сверху государство, снизу НПО” не получается диалог:
– Есть имитация диалога – нас выслушивают, но в итоговых документах наши рекомендации не учитываются. Существует концепция развития государством НПО, не взаимодействия, а развития. То есть мы изначально уже недоразвиты, получается… Война начинается в головах: как через темы секса воздействуют на казахстанцев
Также Ушакова заметила, что вопрос подотчетности НПО является благой целью:
– Необходимо, чтобы НПО была подотчетна перед своими бенефициарами. Но когда мы начинаем реализовывать и смотреть на наше законодательство, то говорим о подотчетности не населению, а госорганам. То есть я, как представитель НПО, не могу выстраивать отношения даже не с населением, а со своей целевой группой, ради которой я и создавала НПО!
А доктор юридических наук профессор права Каспийского общественного университета Роман ПОДОПРИГОРА уверен:
– Не государство должно поддерживать НПО, а наоборот, если первому не хватает ресурсов, если оно не справляется. И еще – у меня вызывает вопрос, почему сами НПО вдруг активно стали поддерживать финансовую подотчетность, прозрачность. Если мы говорим, что это негосударственный сектор, где много приватного, частного, то интересами общественности нельзя объяснять допуск государства или самой общественности (к финансовой информации). Если НПО получает пожертвования от кого-то и человек хочет сохранять свою тайну? Завтра общественность попросит меня отчитываться, что у меня в холодильнике лежит или как я трачу зарплату!
АСТАНА