Соответствующий протокол был подписан членами союза летом 2016 года и ратифицирован в России в марте 2017 года, пишет LS. По словам участников рынка, данная мера сложно реализуема, но имеет свои профиты.
Комментируя данный вопрос, финансовый аналитик группы компаний "ФИНАМ" Тимур Нигматуллин, заявил, что, учитывая геополитические аспекты взаимодействия стран СНГ в последние годы, фактически невозможно претворить в жизнь договор о зоне свободной торговли.
— Впрочем, есть вполне рабочие альтернативы. Так, на Совете Евразийской экономической комиссии принят план развития единой информационной системы ЕАЭС на 2017-2018 годы, -добавил он.
Собеседник пояснил, что уже в этом году начнут действовать общие для всех стран ЕАЭС системы обмена информацией. Первым делом будут запущены технологии в сфере обращения медицинских изделий и лекарственных средств, реестры для идентификации субъектов внешнеэкономической деятельности и правообладателей интеллектуальной собственности. Нигматуллин отметил, что взаимное признание цифровых подписей и беспрепятственный доступ к госзакупкам значительно повысят эффективность государственных расходов. Как следствие, процесс будет способствовать развитию экономических связей внутри ЕАЭС и ускорению экономического роста союза в целом и Казахстана в частности.
— Страны-участницы снизят барьеры и масштаб протекционизма. Бизнес получит импульс развития за счет расширения рынков сбыта и роста конкуренции, — заключил он.
Генеральный директор MITWORK Юлия Степанцова считает, что данный законопроект позволит сблизить и усилить позиции внутри СНГ или ЕАЭС. Она отметила, что Казахстан готов к переходу на электронные закупки.
— Наша страна уже давно обеспечила перевод всех государственных закупок на электронный формат. Консолидация и расширение границ позволит повысить конкуренцию, что в итоге должно привести к повышению качества закупаемых товаров, работ, услуг и снизить их стоимость, — заметила Степанцова.
Что касается стремления Казахстана к импортазамещению, собеседница LS пояснила, что каждая страна добивается того же.
— Я думаю, что на первых этапах каждая из стран сделает списки стратегических направлений, где будут преференции собственного производства. Остальное — дело переговоров и конкуренции, — заключила она.
Между тем согласно договору о зоне свободной торговли (ЗСТ) от 18 октября 2011 года, страны союза должны предоставить доступ к своим госзакупкам. Протокол о ЗСТ был подписан в июне 2016 года премьер-министрами России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Молдавии, Таджикистана и вице-премьерами Азербайджана, Армении, Туркмении и Узбекистана.
До 1 января 2018 года страны-участницы должны привести законодательство в соответствие с положениями протокола. Также государства должны обеспечить переход на электронный формат закупок.
До 1 января 2019 года в странах будут внедряться технологии, обеспечивающие открытость и прозрачность закупок и совместимость технологических платформ. Каждая страна должна определиться с площадками, через которые будут осуществляться закупки, а также запустить портал для публикации данных о госзаказе и создавать открытые реестры недобросовестных поставщиков.