Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
-1 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес

Как “не мужское дело” превратить в доходный бизнес

Кайролла АБИШЕВ начинал закройщиком в селе на севере страны, сегодня он – едва ли не самый востребованный дизайнер столицы. Притом что Абишев – самоучка, практически ни одно мероприятие за рубежом с участием казахстанцев теперь не обходится без сотрудничества с его ателье.

  • 21 Сентября 2021
  • 553
Фото - Caravan.kz

Недавно наши паралимпийцы-знаменосцы выходили в его костюмах на Олимпиаде в Токио, а в эти дни фольклорный ансамбль “Астана сазы” появится на сентябрьском саммите ШОС в нарядах от дизайнера. В прошлом году кутюрье пришлось частично переориентировать производство – на пошив масок, однако отрасль потихоньку восстанавливается – снова идут постановки, мюзиклы, концерты, в создании которых он так хорош.

Куклы для сестры

Дело всей своей жизни, эксклюзивный пошив одежды, Кайролла Абишев нашел, еще будучи пацаном. Оказалось, что достигнуть высот и авторитета в этой сфере могут не только женщины.

– Я всегда говорю, что, может, родился уже с ножницами и иголкой в руках (смеется). На самом деле в моей жизни был момент, когда родной младшей сестренке брали кровь из вены и повредили правую руку – она онемела. Сестренка не могла ей двигать. Как и все маленькие девочки, она играла в куклы и хотела шить для них наряды. Я помню ее слезы, как она говорила, что не может удержать иголку, мне тогда было лет 6–7, я вызвался ей помочь, это было втайне от всех. С тех пор я умею шить.

Был у нас такой клондайк – наш чердак, куда относили все немодные, старые вещи, я туда забирался, брал их и распарывал.

Уже тогда у меня было понимание, куда и что нужно пришить, например, что рукав – к пройме и т. д. Это и еще, наверное, полет фантазии, что старое можно переродить во что-то другое, новое, послужили основой. Для меня это была отличная практика. Специально дизайну одежды я нигде не обучался. Отец замечал, что его вещи почему-то выглядят по-другому. Он, кстати, не очень желал, чтобы я занимался дизайном, папа был добытчиком для нашей большой многодетной семьи. Помню, как утром просыпаюсь – его уже нет. Вечером засыпаю – его еще нет. Отец работал директором школы, но при этом был разносторонне творческим человеком: музыкант, поэт, чеканщик, художник, сценарист, это всё о нем. Я кое-что из его таланта ухватил – это дизайн одежды, а моя дочь переняла художественный дар. Она учится в Бельгии на художника в Королевской академии изящных искусств.

Нас было семеро детей, из тех, кто дошел до совершеннолетия, а фактически – мама родила девятерых. Я был ее верным телохранителем и фанатом, сопровождал в магазины. Мы с ней много беседовали, она объясняла, что вот зарплата отца поступит, старшей сестре надо купить пальто, брату – рубашку и т. д., всё было распланировано.

Денег, конечно, не хватало, но мама всегда говорила, что “мы – хорошая, счастливая семья”. Я увидел время, когда ценности были другие, главное – семья.

Да и к деньгам было другое отношение. Мы тогда были рады, если нам чья-то вещь перепадала. Вещи были настолько качественными, что переходили из поколения в поколение. Мне достался темно-зеленый пуловер, который носил отец, когда мне уже было 18 лет.

“К нам шли за – культурой”

Кайролла Абишев начинал свой жизненный и творческий путь в совхозе Донской (ныне – ауыл Куланотпес) Нуринского района Карагандинской области. Желание влиять на модную индустрию и быть ее частью зародилось именно там. Там же он начал отшивать свои первые модели для подиума.

– В ауыле тогда проживали более 2 000 жителей, это не самый маленький и не самый крупный поселок Казахстана. Честно сказать, испытываю большую благодарность к директору совхоза Даулеткельды Сыздыковичу СЫЗДЫКОВУ. Однажды, я тогда только вернулся из армии, служил на Дальнем Востоке, мне было 22 года, пришел к нему с предложением создать… Театр моды. Он даже не удивился, спросил лишь, что это даст народу? Я сказал, что этим мы прославим наш колхоз на весь Казахстан! Потому что в селах нет ни одного Театра моды! Это даст мотивацию для нашей молодежи, для детей – я смогу каждого приобщить к культуре и приучить к красоте, умению одеваться и вести себя на сцене. По сути, в театре готовили молодежь к будущей жизни. В то время не было психологов, социального образования, Интернета, в поселке был один клуб, где демонстрировались фильмы, дискотека и… наш театр! Я собрал вокруг себя талантливых ребят ауыла и занимался с ними. В театре постоянно проходили репетиции, народ всегда ждал, что нового мы им покажем. Я был и как руководитель, и как закройщик, сам воплощал свои идеи. Вы не представляете, с каким рвением ребята шли на репетиции каждый день, это ведь отвлекает от хулиганства, бандитизма и пр. Всех удивляло, как в совхозе мог существовать Театр моды, а к нам шли – за культурой! Потом грянули 90-е. Все кинулись за заработками, за новой жизнью. Я переехал в Акмолу, еще до того как она стала новой столицей, из-за здоровья родителей, потом понял, что надо двигаться дальше, хотя в ауыле еще тогда развал не начался.

Звездные клиенты

Сегодня столичный бренд одежды “Zeken moda”, названный в честь отца Кайроллы Абишева, – это порядка 11 различных профессионалов (Берик Турганов, Бакытты Алпысбаева, Гульжиян Кадыр, Светлана Литвиненко, Гульнур Бексеитова, Кунсулу Мукушева, Ильмира Бектурганова, Александра Хосейн, Артур Ким, Нуркизат Нурмайыл, а также Сергей Садыков).

Заказывают у Абишева все, кто хочет выглядеть с изюминкой, при этом подчеркнуть свою принадлежность к Казахстану.

В его стиле всегда читается обращение к национальной истории. Также дизайнер любит “похулиганить” с классическими казахскими костюмами. Он шил и для мюзиклов, и для конкурсанток “Мисс Астана”, его наряды носили знаменитый фигурист Денис Тен, юный исполнитель Ержан Максим, участник “Мистер мира-2019” Адильбек Нуракаев, дуэт домбристов Темирлан Олжабай и Ернат Наурыз, выигравшие недавно как лучший инструментальный дуэт премию телеканала Bridge TV. “Я, как тот рыбак, с удачной удочкой. Ко мне идут люди, которые хотят участвовать и побеждать в конкурсах. И что интересно, – побеждают!” – комментирует кутюрье.

Недавно Кайролла Абишев работал над созданием парадной формы для наших паралимпийцев.

– Было предложение поработать и над олимпийской формой, но просто знаю, что у нас много диванных критиков, и, честно сказать, поэтому не согласился. Однако когда ко мне уже обратились паралимпийцы, решил поддержать таких сильных духом людей. Я не один решал этот вопрос, мы с дизайнером и художником Анжелой Шагировой из Нур-Султана обсудили, чем должна отличаться казахстанская команда от всех. Сделали акцент на плечи – широко раскрытые, и на этих плечах они несут наш основной узор – “Ұлы ана”. Который буквально означает прогресс, развитие и продолжение рода. Такая была задумка.

Буквально в эти дни наш Президент будет участвовать в саммите глав государств – членов ШОС (16–17 сентября в Душанбе. – Прим. авт.), и мне доверили одеть фольклорный ансамбль “Астана сазы”. Сказали, представь – это лицо культуры Казахстана, ансамбль, который сопровождает Президента, выше уже не прыгнуть. Корни “Астана сазы” идут буквально от “Казахконцерта”, очень мощный коллектив, но фактически у них не было костюмов, чтобы выезжать за границу. Я говорю, ну как можно узбеков и таджиков удивить, если в Европе законодатели моды Италия и Франция, то лидеры по ручной вышивке – они. В общем, загрузил себя такой задачей, несколько дней назад сдал этот заказ и выдохнул. Мы пошили 17 нарядов – на 9 парней и 8 девушек.

Что касается таких крупных мероприятий, бывает, что некоторые не попадают в яблочко, но я заметил, даже если работа сделана на 100 процентов, всегда найдутся критики – они обсуждают всё подряд. Сами не знают, что могли бы предложить, но считают, что можно обсудить и оплевать любого человека. Был момент, когда меня это задевало, когда мы шили Димашу пару костюмов – звучали такие оценки, но сейчас мне стало все равно.

Костюмы для мировой звезды родом из Казахстана – Димаша Кудайбергена – это отдельная история.

Кстати, несколько лет назад вышла коллекция “Димаш”, которая была представлена на зарубежных и отечественных подиумах. Самое интересное, что певец и дизайнер познакомились задолго до громкой славы “казахского соловья”.

– Мы начали работать, когда Димаш еще был студентом, до его участия в казахстанских конкурсах, до популярности. Айман МУСАХОДЖАЕВА, она же профессионал, увидела в нем потенциал, в тот момент сказала, что у нее есть очень талантливый парень, попросила помочь c костюмами для него. Мы тогда одели его в обычную европейскую одежду – смокинг, но подход был дизайнерский. А потом, уже во время его участия в конкурсе “I am Singer”, был звонок ночью, сказали, что за полтора дня нужно буквально его одеть с ног до головы и отправить костюм отъезжающему человеку в Китай. Это был жемчужно-белый костюм, содержащий много шифровок в дизайне (после этого конкурса, к слову, Димаша прозвали “казахский принц”. – Прим. авт.). Второй образ, созданный нами, – золотой, почему – потому что надо было показать Димаша уже окрепшим исполнителем. Мы вспомнили об одном из символов страны – Золотом человеке.

Наверное, зная, кто среди клиентов Абишева, многие думают о нем как о недоступном дизайнере, но он говорит, что это не так.

– Индивидуальным пошивом мы тоже занимаемся, просто из-за нехватки времени такие заказы у нас сокращены где-то на 60 процентов. Есть ателье, которые профессионально шьют медицинскую или другую спецодежду. У меня так в жизни сложилось, что я больше занимаюсь сценической. Шью наряды для оперы, балета, для спектаклей – всегда использую исторический подход, для этого много читаю и фактически вхожу душой в образ того времени. Например, если спектакль про АЛЖИР, я должен себя прочувствовать именно той женщиной, которая прибыла из Прибалтики и попала в лагерь в Казахстане.

Я должен смотреть не только глазами зрителей, чтобы поверили, но и глазами того актера. Поэтому когда прихожу снимать мерки, сижу обычно как зритель в зале.

Конечно, в любом случае столичные расценки дороже на порядок. Но мы всегда готовы идти навстречу заказчику. Например, если мне позвонила Костанайская филармония, они хотят заказать качественную одежду, что мы делаем? Какие-то детали не убираем, но удешевляем, фактически этот заказ выглядит так, как должен, то есть дорого, но тут уместно применение более дешевых материалов.

АЛМАТЫ