Наурыз – особый праздник, объединяющий и очень родной, особенно если отмечать его вдали от родины. В Стамбуле он прошел без любимого нами наурыз-коже, зато с традиционными баурсаками, мантами и искусным творчеством в теплой компании представителей других тюркских народов.
В любую погоду
Здесь Наурыз стабильно отмечается 21 марта при любой погоде: если солнечно, то на свежем воздухе, а на случай дождя обычно зарезервировано крытое помещение (в этот раз оно осталось невостребованным).
Многонациональные гулянья прошли на территории культурного центра Топкапы, что в районе Зейтинбурну, который считается “казахским” – здесь проживает много наших земляков.
На празднике были и казахстанские студенты, их в Турции учится около 700 человек. Галия Серик-кызы из Актобе – одна из них. Говорит, уже четвертый год здесь – получила грант в Стамбульском государственном университете.
– Местных казахов и нас, студентов, тут очень много – как будто я не в Турции, а в Казахстане! – призналась студентка.
Своим присутствием отметился на празднике и сам губернатор Стамбула Хусейн Авни Мутлу. Губернатор гулял после концерта свободно, не стесненный обилием охраны. Хотя во время массовых гуляний в столь огромном городе, говорят, случаются беспорядки, и стражи закона в эти дни вдвойне бдительны, а во всех торговых центрах стоят металлодетекторы и проверяют всех входящих не слабее, чем в аэропорту.
Юрту – в массовое производство
На территории центра есть казахстанский дом-музей, киргизский дом-музей, узбекский, татарский и т. д. В Наурыз там были устроены выставки народного прикладного искусства, подавали национальные угощения, и все это под аккомпанемент музыкантов, играющих на народных инструментах. Любопытно, что самым популярным тюркским блюдом оказался плов – им угощали сразу несколько делегаций.
Губернатор заглянул в каждый такой домик, уделив внимание всем братьям-тюркам. Зашел и в казахскую юрту. Которую сегодня назвали бы юртой класса люкс – до того внутри шикарно! Обычно она используется для творческих вечеров казахстанских студентов, встреч с диаспорой. Губернатор обратил внимание на шанырак, поинтересовался, можно ли в Турции развить производство таких “умных домов”, чтобы использовать в отдаленных районах страны.
Чай – турецкий. Пиалки – наши!
Понятное дело, гостя угостили чаем.
– Это казахский чай? – неожиданно спросил губернатор.
– Нет, турецкий, но в нашей посуде, – ответил ему наш генконсул.
– Что за фарфор такой? – с нескрываемым интересом разглядывал чиновник пиалу.
– Туркестанский, – пояснили ему.
И от этого упоминания как-то повеяло чем-то очень родным…