Казахский язык, несмотря на свой статус государственного языка, все 20 лет независимости существует словно в каком-то параллельном мире. Возник своего рода феномен: люди, живущие в одной стране, могут не понять друг друга, если вдруг решат заговорить на государственном языке.
Почему в Казахстане туго продвигается изучение государственного языка? Будут ли к 2020 году все казахстанцы поголовно говорить на государственном языке? Об этом и многом другом мы расспросили директора Президентского фонда развития государственного языка Азата ШАУЕЕВА.
– 20 лет, как у нас государственным языком является казахский. Почему же мы до сих пор им не владеем в должной мере?
– Вы, наверное, будете удивлены, но одной из причин этого я считаю избыточную языковую толерантность казахов. Казах никогда не заговорит на казахском с представителем другой национальности, не желая поставить того в неудобное положение. И в этом парадокс: казах, как никто другой, уважает языковые права всех этносов, но до сих пор не научился требовать уважения к своему собственному языку.
Сложилась даже присказка “Казахи настолько берегут свой родной язык, что почти не говорят на нем”. Более того, есть казахи, которые не только не владеют родным языком, но и не стремятся к его изучению, стесняясь при этом всего казахского. Это позорное явление имеет свое очень правильное название – языковой манкуртизм.
Но на казахский язык не стоит смотреть пессимистически. Ему сегодня уже ничто не угрожает. Казахский язык становится модным среди молодежи. Растет количество казахскоговорящего населения, в том числе за счет неказахов. Этому в немалой степени способствует то, что знание казахского языка стало выступать условием карьеры не только в сфере госуправления, но и в частных структурах.
Между физкультурой и трудом
– Вы говорите, растет число говорящих на казахском представителей других национальностей. Но чаще всего русскоговорящие школьники, оканчивающие одиннадцать классов, практически не владеют казахским языком…
– Это потому, что в неофициальном рейтинге русских школ казахский язык находится где-то между физкультурой и трудом. А это, согласитесь, не самое завидное место для государственного языка. И даже то обстоятельство, что казахский язык включен в ЕНТ, никак не поменяло отношение школьников к этому учебному предмету. Поскольку баллы за казахский язык не учитываются.
Исправить же ситуацию, на мой взгляд, можно, если в русских школах ввести преподавание отдельных предметов на казахском языке, а дошкольное образование полностью сделать казахскоязычным.
– Недавно принят проект новой программы развития языков до 2020 года. В чем его отличие от предыдущей языковой программы?
– Если в первой программе основной акцент ставился на внедрение казахского языка в государственных органах, то в новой программе “целевой группой” является все население Казахстана. Ведь территорией государственного языка по определению должна быть вся страна, а не какие-то заповедные зоны.
Очень актуален принцип непрерывности языкового образования, заложенный в новую программу. На всех уровнях образовательной системы – от дошкольного до послевузовского – будут введены единые стандарты владения и обучения государственному языку. То есть, по сути, речь идет о новой системе контроля и оценки языковых знаний, которая будет реально влиять на успешность обучения во всех образовательных учреждениях.
Ищите смысл в пословицах
– Говорят, что тот или иной язык формирует не только мировоззрение, но и мышление и даже характер целой нации. Как вы думаете, чему учит казахский язык?
– Ответом на этот вопрос может послужить тот языковой слой, в котором хранится многовековая народная мудрость. Это казахские пословицы и поговорки, являющиеся своего рода цивилизатором поведения для каждого казаха. Именно в них можно увидеть казахскую систему ценностей, мироощущение.
“Богатством жертвуй ради жизни, жизнью жертвуй ради чести”, говорят казахи. И ты понимаешь: для казаха чувство чести, личное достоинство, доброе имя – превыше всего.
Еще одно святое чувство, с детства прививаемое казаху, – уважение к родителям, а в особенности к матери. “Анаңды Меккеге үш арқалап барсаң да, қарызыңнан құтыла алмайсың” (Пусть даже и трижды мать на себе в Мекку перевезешь – с долгом перед ней не рассчитаешься). Даже родную речь казахи называют не иначе как “ана тілі” – язык матери.
Чему еще учит казахский язык? Конечно же, открытости и миролюбию, терпимости и уважению к другим народам. “Қонаққа кел демек бар да, кет демек жоқ” (Гостю говорят “приходи”, но не говорят “уходи”), “Таспен ұрса, аспен ұр!” (“Бьющему камнем ответь угощением”), – говорят казахи.
Вообще, у казахов особое отношение к слову, они знают его силу. В старину мудрые бии разрешали споры и конфликты порой благодаря лишь одной меткой фразе.
Через песни, сказки, поговорки казахский язык передает дух народа, ну и, конечно же, тот бесценный культурный и исторический опыт, который накоплен предками. Это язык бесстрашных батыров и мудрых акынов-жырау, язык прозорливого, открытого и добродушного народа.
У кого “большой” язык, тот на нем и говорит
– Недавно в правительстве заявили, что через 10 лет на казахском языке заговорят практически все. Как вы это себе представляете?
– Один французский социолог, объясняя, почему тот или иной язык становится языком общения, утверждал, что язык – это тот же товар. Люди выбирают тот язык, знание которого дает социальные преимущества, то есть может быть обменено на материальные блага. При этом наиболее престижным считается “большой” язык, доминирующий в школьном и высшем образовании. И я считаю, что через 10 лет языковую проблему можно будет снять с повестки дня, так как к тому времени казахский язык будет «кормить», станет пропуском в достойную жизнь.
7000 слов за 20 лет
– Многие наши читатели спрашивают: почему в Казахстане почти нет курсов бесплатного обучения казахскому языку?
– В проекте новой программы до 2020 года ставится задача расширения сети центров обучения государственному языку, что откроет более широкий доступ населению к бесплатным курсам.
Кстати, кто-то подсчитал, что за 20 лет, прошедших со дня принятия Закона “О языках”, каждый взрослый казахстанец сумел бы выучить более 7000 слов, запоминая всего по одному казахскому слову в день. Причем для “обкатки” новых знаний, для погружения в среду ему не пришлось бы тратить деньги, – достаточно обращения к соседу-казаху.
Жанар КАНАФИНА