Кто земле дает, тому земля втройне отдает
– Толеутай Сатаевич, на первый взгляд в сельском хозяйстве за последние годы стали происходить положительные перемены. Так ли это?
– Для объективного ответа на этот вопрос надо сделать небольшой экскурс в историю развития сельского хозяйства Казахстана за годы независимости.
В январе 1992 года наша республика перешла от плановой к рыночной экономике. При этом была просто фантастическая инфляция – она достигала нескольких тысяч процентов в год.
Отпустив в январе 1992 года в свободное плавание цены на все товары, государство сохранило их жесткое регулирование на сельхозпродукцию. И это было оправданно.
Все-таки продовольствие – продукт первейшей необходимости. Сельское хозяйство и село в очередной раз поддержали тогда всю экономику и городских жителей страны. Казахстанский фермер знает, как завалить родину и Китай дешевым картофелем
Но с годами становится понятным, что заложенный в то время диспаритет цен на сельхозпродукцию и на продукцию промышленности, используемую в сельхозпроизводстве, не только сохраняется, но по некоторым видам даже продолжает увеличиваться.
По данным статистики, только за 10 лет – с января 1992 года по январь 2002 года – цены на промышленную продукцию выросли в десятки раз больше цен на продовольствие.
Сегодня ситуация не изменилась. Можно сопоставить такие данные: цена на хлеб за последние 15 лет выросла в три раза, на ГСМ – в десять раз.
– Иными словами, не нужно было сдерживать цены на сельхозпродукцию?
– Тот период, при котором было жесткое регулирование цен на сельхозпродукцию, можно разделить на несколько этапов. Первый, 1992–1995 годы, можно назвать переходным этапом развития нашего сельского хозяйства. В отрасли продолжали функционировать совхозы и колхозы со всеми элементами жесткого административного управления, притом что вокруг уже бушевал рынок.
На втором, в 1996–1998 годах, проводилась массовая приватизация в отрасли. Именно в эти годы отмечались самые низкие показатели поголовья скота и птицы, посевных площадей и производства продукции.
Так, например, по сравнению с 1991 годом общая посевная площадь сельхозкультур сократилась в 2,3 раза, в том числе кормовых – почти в пять раз, валовой сбор культур – в 3–10 раз, поголовье животных и птицы – в 2–4 раза, производство животноводческой продукции – в 2–5 раз. Только что созданные частные предприятия накопили значительные долги, и для их оздоровления в 1998 году постановлением правительства была проведена банкротизация СХТП.
Третий этап – 1999–2002 годы. Наблюдается стабилизация ситуации. В этот период были приняты основные законы отрасли, созданы или заложены основы к созданию практически всех институтов развития, ныне входящих в состав “КазАгро”.
С 2003 по 2010 год реализуются первые государственные программы развития АПК. Мы видим начало масштабных мер государственной поддержки, увеличение объемов бюджетного финансирования отрасли. Достаточно сказать, что бюджет МСХ вырос с 4 миллиардов тенге в 1999 году до 40 миллиардов тенге в 2003 году. Эти меры позволили к 2010 году увеличить объемы производства по основным видам продукции до уровня самообеспечения страны.
– Значит, мы можем говорить о том, что и при жестком регулировании цен на сельхозпродукцию можно добиться положительных результатов?
– Наверное, правильнее говорить о сочетании различных мер управления. В том числе и включая регулирование цен на продукцию, когда это необходимо. Мы сейчас наблюдаем пятый этап развития – с 2011 года по настоящее время. Здесь уже и госпрограммы, и кредитование.
Так, подготовка к вступлению в ВТО позволила увеличить объемы субсидирования сельского хозяйства до 300 миллиардов тенге и более в год.
Исходя из всего перечисленного, можно сказать, что в отрасли происходят положительные изменения. Не говорить об этом нельзя. Но проблем еще много. Почему банкиры, чиновники и условно осужденные бросились развивать сельское хозяйство
Раз, два, три, четыре
– Вы один из немногих экспертов, кто последовательно говорит о недостатках агропромышленного комплекса. Кстати, можно ли вообще употреблять это словосочетание “агропромышленный комплекс”? Есть ли он у нас или имеются разрозненные хозяйства, а единой системы нет?
– Согласно нашему законодательству, АПК означает совокупность трех сфер: собственно сельского хозяйства, отраслей по продвижению сельхозпродукции от производителя к потребителю (переработка, хранение, транспорт, торговля) и отраслей по производству средств производства для сельского хозяйства – машиностроения, химии и т. д.
Есть четыре крупные системные проблемы отрасли. И они характерны для всех сельхозтоваропроизводителей – крупных, средних, мелких. Остальные проблемы являются производными от них.
К системным я отношу:
– Во-первых, несовершенство системы сбыта сельхозпродукции. Посмотрите на полки наших магазинов: половина и более – это импорт. Но при этом мы производим продукцию в объемах, достаточных для самообеспечения. Где же она? Почему ее не видим? Потому что мы не научились ее заготавливать, проводить первичную подработку, хранить, формировать товарные партии, упаковывать и обеспечивать ежедневную поставку в торговую сеть.
Мы не научились поставлять продукцию внутри страны, не говоря уже об экспорте. Нельзя же считать случайных людей на стареньких грузовичках системой заготовки и сбыта.
– Во-вторых, крайне слабый уровень инфраструктуры сельхозпроизводства, ее сервисного обслуживания. Сюда я отношу ветеринарию, агрохимию, фитосанитарию, мелиорацию, кормообеспечение, материально-техническое снабжение и т. д. Нам нужно заново все создавать. Но есть опыт. В 60-е годы прошлого века в СССР были созданы целые структуры, к наиболее известным из которых относятся Госкомсельхозтехника (маттехснабжение и ремонт техники) и Сельхозхимия (поставки химикатов и проведение защиты растений). К тому же тогдашние совхозы и колхозы по обеспеченности кадрами и техникой не чета нынешним товаропроизводителям.
– В-третьих, недоступность для большинства товаропроизводителей финансовых инструментов, в первую очередь – кредитов и субсидий. Сегодня почти 98 процентов товаропроизводителей не пользуется удешевленными кредитами и субсидиями.
Кредиты банков недоступны физически и экономически из-за отсутствия во многих районных центрах филиалов банков и высоких процентных ставок.
– В-четвертых, недостаточная развитость системы информирования товаропроизводителей о новых породах, сортах, технологиях, о мерах господдержки, об изменениях в законодательстве и подзаконных актах.
Если решить эти проблемы, то все остальное сельхозтоваропроизводители смогут решить сами.
От 2,5 до 3,5 миллиона
– А помимо системных проблем, какие есть еще? Почему горожане начали переезжать в аулы
– Отдельная проблема – это занятость на селе. От 2,5 до 3,5 миллиона сельчан не имеют постоянной работы. Сегодня наблюдается небольшой, но заметный поток молодых людей – переселенцев из села в город. Но там их никто не ждет. В результате часть из них, без жилья, без работы, пополняет ряды люмпенов. А это чревато социальными последствиями: они быстро становятся питательной средой от преступных группировок до экстремистских организаций.
Стихийное переселение людей приведет к стремительной люмпенизации наших городов.
Не к урбанизации, когда люди сознательно переезжают из села в город, на готовое рабочее место, в готовое жилье и т. д. Именно поэтому необходимо решать проблему занятости на селе, которая решается как раз путем создания инфраструктуры сельхозпроизводства, ее сервисного обслуживания.
АЛМАТЫ