Как найти хорошего репетитора - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
-4 °C
Алматы
2024 Год
23 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как найти хорошего репетитора

Как найти хорошего репетитора

Первый весенний месяц благополучно завершается и перед тысячами выпускниками школ (и их родителями) со всей неотвратимостью встает главная задача: поступление в ВУЗ.

  • 28 Марта 2003
  • 1574
Фото - Caravan.kz

Большинство из тех, кто относится к делу серьезно, начинают искать репетитора. Именно в это время, в апреле — конце июня рынок образовательных услуг ежегодно обретает свой расцвет. Множество объявлений, обещающих заманчивые перспективы предэкзаменационной подготовки и, как завершение — триумфальное поступление в заветный институт, начинают заполнять в эту пору страницы прессы и сайты в Интернете. Однако, как рассказали нам сведущие в этом деле люди, к выбору репетитора через объявления нужно относиться очень настороженно.
Ерлан К. (фамилию, по понятным причинам, он просил не указывать — «Публичность в этом деле только мешает»), преподаватель в одном из престижных алматинских вузов, кандидат наук, объясняет это так:
— Массовый весенний бум репетиторских предложений — результат прямой конъюнктуры. Просто до поступления в вуз остается мало времени, а потребность в хорошей подготовке резко возрастает. Естественно, что этим пытаются воспользоваться все, кто имеет хоть малейшие претензии на собственное интеллектуальное и профессиональное превосходство перед выпускниками школ.
Очень много здесь бывает просто случайных людей. Это можно сравнить с пресловутым «чесом» эстрадных звезд по городам и весям в летний период, основная цель которого — «сколотить» как можно больше денег на массовом сезонном спросе. Поэтому большая часть репетиционных предложений в СМИ исходит от аспирантов, преподавателей школ, пенсионеров и даже студентов. Подрабатывают репетиторством и сотрудники бывших отраслевых НИИ, других научных учреждений. Цены они назначают невысокие — от 300 до 500 тенге за час занятия, и поэтому их услуги пользуются достаточным спросом. Но о качестве подготовки будущего абитуриента здесь трудно говорить. Только в 5-10 процентах случаев через объявление можно найти опытного и квалифицированного преподавателя.
Репетиторов этого типа можно определить по нескольким отличительным признакам. Они, как правило, готовы давать уроки на дому у своего ученика. Очень часто набирают большие (10-12 человек) группы и проводят коллективные занятия у себя на дому или в снятом для этих целей помещении какого-нибудь НИИ. Часто цена обучения в группе бывает значительно ниже, чем индивидуальные занятия, и это тоже должно насторожить. У опытных, квалифицированных преподавателей группы небольшие, а цена стабильна.
Кроме того, очень подозрительно, если в объявлении предлагаются самые разные услуги «в одном пакете» — от подготовки отстающих по отдельным предметам до занятий с учениками младших классов. Настоящие репетиторы работают только с выпускниками последних классов школ и только для поступления их в вуз. Не следует также обольщаться заманчивыми предложениями о возврате денег или их части, если абитуриент «срежется» на вступительном экзамене. Здесь явно или недостаточная уверенность преподавателя в своей квалификации, и отсюда — стремление брать не умением, а числом, или же просто обычная афера. Из группы в 10-15 человек половина-то обязательно поступит, так что возврат части денег остальным такие репетиторы могут безболезненно списать на «непроизводительные расходы». Профессиональный репетитор отвечает только за хорошую подготовку, но он не гарантирует поступление в вуз. Все неожиданности на экзамене, которые могут произойти, к нему не относятся и устранение их не входит в его обязательства.
Настоящие, профессиональные репетиторы работают по-другому. Как правило, небольшая группа учеников набирается таким репетитором еще осенью, в октябре-ноябре. За почти год занятий с опытным, владеющим различными методиками преподавателем будущий выпускник приобретает достаточно высокий уровень знаний, который позволяет без проблем пройти экзаменационное «сито». Стоимость академического часа занятий с таким репетитором колеблется в Алматы от 1000 до 2500 тенге. Если занятия начинаются еще осенью, цены снижаются, но не намного. Такие репетиторы не дают рекламы своих услуг в газеты и через Интернет, ученики приходят к ним через знакомых, по рекомендации. Чаще всего занятия проходят у них на дому, можно сказать, в семейной обстановке. Эти преподаватели, как правило, предпочитают варьировать интенсивные методики обучения, с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика в группе. Их имена хорошо известны в академической среде, и даже сами вузовские преподаватели порой направляют к ним своих детей, чтобы подготовить их к поступлению в вуз.
Кстати, как и в любом деле, таких настоящих профессионалов, имеющих высокий авторитет, в южной столице не так уж и много. Около десятка физиков и математиков, семь-восемь преподавателей химии, пятнадцать-семнадцать филологов и еще по три-пять преподавателей по другим предметам — вот и весь состав репетиторской «элиты» города. Нельзя сказать, что все они объединены в какую-то замкнутую «касту» или организацию, но многие знают друг друга и зачастую помогают обратившимся к ним соискателям найти хорошего преподавателя. Такие репетиторы выпускают, можно сказать, «штучный товар» и прошедшие с ними курс обучения как правило, в 90 процентах случаев, благополучно поступают в вузы. Услуги этих репетиторов востребованы очень высоко, и поэтому они могут позволить себе сами выбирать себе выпускников. Как правило, это активно работающие в научной академической среде доктора и кандидаты наук, для которых зачастую плата за репетиторство не играет совсем уж первостепенного значения. Для многих из них это еще и возможность более ярко проявить свои педагогические способности, найти и помочь талантливой молодежи. Но, конечно, подавляющая часть репетиторов озабочена прежде всего материальной стороной этого дела.
По словам Ерлана К. опытный преподаватель может зарабатывать репетиторством от 30 до 100 процентов к своему основному заработку в вузе. С учетом того, что ставки преподавателей в высшей школе не слишком высоки, это хорошее материальное подспорье для нашего возрождающегося академического корпуса.
Особое место в системе репетиторства занимают преподаватели вузов, в которые собирается поступать выпускник. Выбор их в качестве репетиторов имеет для будущего абитуриента ряд важных преимуществ. Они хорошо знают особенности требований на экзаменах в своем вузе, могут заблаговременно предупредить своих учеников о темах письменного экзамена, сконцентрировать их усилия на конкретных практических задачах, которые им придется решать. Эти же преподаватели будут принимать экзамены, проверять письменные работы и, естественно, могут поспособствовать успешному преодолению экзаменационного рубежа. Особенно эффективный результат достигается в тех случаях, когда преподаватель (он же — репетитор) является членом приемной комиссии или приближен к ней по работе. Субъективный фактор в оценке знаний по-прежнему имеет важное значение, а складывающиеся за долгие годы работы в вузе полезные связи и знакомства — это капитал, который только очень простодушный человек не пустит в дело. Помощь таких преподавателей ценится на рынке репетиторских услуг очень высоко. Если абитуриент упустил время и пришел к репетитору уже за месяц до вступительного экзамена, стоимость одного занятия с ним может обойтись ему долларов в 30-50. Но все окупается, если вожделенная заветная «корочка» студенческого билета будет получена абитуриентом. Не получилось — что ж, стало быть сам виноват. Попробуй поступать в следующем году. Кстати, среди этой категории репетиторов встречаются как блестящие преподаватели, так и откровенные «мажоры», использующие представившуюся внезапно возможность (близость к приемной комиссии) для откровенного халтурного «чеса». Так что здесь очень важно не ошибиться.
Поэтому для родителей выпускников, на плечи которых выпадают основные тяготы поиска и взаимоотношений с будущим репетитором, лучше всего искать его по рекомендации надежных людей. Стоит поговорить с его бывшими учениками, порасспросить студентов вуза, побеседовать с другими преподавателями, со сведущими в этом деле людьми. А если нашли хорошего репетитора — сохранить его телефон. Обязательно пригодится.