Как Москва отреагирует на взаимодействие Казахстана и Узбекистана с Пентагоном, рассказал военный эксперт - Караван
  • $ 494.87
  • 520.65
0 °C
Алматы
2024 Год
22 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как Москва отреагирует на взаимодействие Казахстана и Узбекистана с Пентагоном, рассказал военный эксперт

Как Москва отреагирует на взаимодействие Казахстана и Узбекистана с Пентагоном, рассказал военный эксперт

В свете новых угроз со стороны Афганистана Душанбе, Нур-Султан и Ташкент могут пойти на такое взаимодействие с Пентагоном и НАТО, которое сегодня кажется невероятным.

  • 29 Апреля 2021
  • 37347
Фото - Caravan.kz

Так считает ветеран боевых действий Александр Хроленко, служивший 15 лет на Тихоокеанском флоте. Его мнение приводит Sputnik Кыргызстан.

По данным The New York Times, Пентагон, американские разведывательные агентства и западные союзники обсуждают варианты переброски войск и ударной авиации из Афганистана в соседние Таджикистан, Казахстан и Узбекистан. С учетом тяжелого урока недавнего прошлого — создания «Исламского государства» через три года после вывода американских войск из Ирака (решение президента Барака Обамы в 2011-м).

Соединенные Штаты намерены предотвратить превращение Афганистана в базу международных террористов и сохранить возможности для оперативного нанесения авиаударов по афганским боевикам дронами, истребителями и бомбардировщиками. Делать это с авианосцев из Персидского залива не очень удобно (около 2 тысяч километров в один конец с учетом закрытого неба над Ираном), а обосноваться на «земле» в Центральной Азии непросто.

На условиях взаимной выгоды передислокация войск США и НАТО гипотетически возможна, ведь Североатлантический альянс около 20 лет развивает отношения с Таджикистаном, Казахстаном и Узбекистаном. Центральноазиатские республики с 1997 года состоят в Совете евроатлантического партнерства, но у каждой — своя специфика сотрудничества. На степень лояльности или «благонадежности» Таджикистана и Казахстана может повлиять членство в ОДКБ, а Узбекистан имеет негативный опыт «революционных» потрясений в Андижане.

Американский госсекретарь Энтони Блинкен 22 апреля побеседовал с министрами иностранных дел Узбекистана и Казахстана — Абдулазизом Камиловым и Мухтаром Тлеуберди, подтвердил поддержку Соединенными Штатами «суверенитета, территориальной целостности и независимости» республик. 

Неспокойный Таджикистан

Возможно, Блинкен еще подтвердит поддержку США в беседе с министром иностранных дел Таджикистана Сироджиддином Асловым. Таджикистан имеет самую протяженную границу с Афганистаном.

География обеспечивает минимальное подлетное время к вероятным районам боевого применения ВВС Соединенных Штатов и НАТО против афганских джихадистов, и она же снижает степень безопасности в гипотетической точке дислокации американских войск — возможны диверсионные рейды боевиков или воздушные удары посредством самодельных беспилотников.

Таджикистан и НАТО давно сотрудничают в укреплении границ республики и борьбе с трансграничным незаконным оборотом наркотиков. И все же в Центрально-Азиатском регионе Душанбе выглядит наименее активным партнером НАТО. В реформировании национальной армии и военном строительстве Таджикистан ориентируется в большей степени на помощь России.

Таджикистан «неудобен» для гипотетического размещения там американских войск из-за дислокации в республике 201-й российской военной базы, которая за год проводит около 100 учений. При этом окончательные выводы делать рано, Душанбе мог бы без особого вреда для ОДКБ разместить объекты логистической (тыловой) инфраструктуры Пентагона и НАТО. Подобным образом РФ помогала Америке во время активной фазы военных операций США в Афганистане. Многое зависит от активности террористических группировок, выгодности условий, ясности целей и качества многосторонних согласований — с учетом интересов соседних стран.

Многовекторный Казахстан

В беседе 22 апреля с заместителем премьер-министра — министром иностранных дел РК Мухтаром Тлеуберди американский госсекретарь Энтони Блинкен не случайно выразил надежду на расширение двустороннего и регионального сотрудничества. Военное и военно-техническое сотрудничество Казахстана с США и НАТО активно развивается наравне с союзными обязательствами страны в ОДКБ. Республика с 2014 года участвует в программе оперативной совместимости альянса, объединяющей две дюжины «избранных партнеров». К примеру, современные самолеты King Air B300ER Scorpion — с системами разведки, наблюдения и рекогносцировки (на сумму 128,1 миллиона долларов) — Вашингтон продает не каждой стране.

«Многовекторность» Казахстана позволяет ему даже в условиях пандемии и внешнеполитической турбулентности проводить на своих полигонах (в июле) очередные совместные учения «Степной орел» с участием войск США, Великобритании и Канады. Целью маневров является обучение казахстанских войск действиям по стандартам и в составе войск НАТО.

Казахстан не имеет «горячих» границ, расположен примерно в 500 километрах от Афганистана. Гипотетическая военная база Соединенных Штатов на казахской территории находилась бы под «прикрытием» Таджикистана и Узбекистана. Но расстояние до афганских моджахедов в равной степени увеличивает безопасность и расход авиационного топлива. А существенными «неудобствами» для Пентагона и НАТО на казахской территории могут оказаться элементы Объединенной системы ПВО СНГ, арендуемые Россией космодром Байконур и полигоны минобороны РФ. 

Сильный Узбекистан

В свете информации The New York Times о центральноазиатских устремлениях Пентагона понятнее становится недавний визит в Ташкент делегации ведомства во главе с заместителем начальника управления стратегического планирования и политики Центрального командования Вооруженных сил США (CENTCOM) бригадным генералом Дюком Пираком. Стратеги такого уровня «просто поговорить» не прилетают.

Активное и взаимовыгодное сотрудничество Москвы и Ташкента в военной и военно-технической сферах — важнейший фактор сохранения региональной стабильности и мощи национальной армии. США стремятся перехватить инициативу. Так, в беседе с министром иностранных дел страны Абдулазизом Камиловым 22 апреля госсекретарь Энтони Блинкен не только подтвердил «поддержку Соединенными Штатами суверенитета, территориальной целостности и независимости Узбекистана», но и выразил надежду на проведение первого диалога о стратегическом партнерстве в конце 2021 года.

Вероятно, сопредельный с Афганистаном «внеблоковый» Узбекистан является наиболее предпочтительным «кандидатом» для переброски и размещения войск Пентагона. Стоит отметить, что в Ташкенте с 2013-го по 2017 год размещался офис офицера связи НАТО в Центральной Азии, закрытый исключительно по финансовым причинам.

Ранее, в 2001–2005 годах, ВВС США использовали узбекскую авиабазу Ханабад в 200 километрах от афганской границы. Там размещались около 1 500 военнослужащих горной дивизии, истребители F-15 и F-16, транспортные самолеты. Узбекский сенат выдворил войска Пентагона из Ханабада, заметив участие американцев в организации «революционных» событий в Андижане. Однако уникальная логистическая история может получить продолжение, если Пентагон сделает весомое (выгодное) предложение — концептуально (безопасность) и финансово (проект на миллиарды долларов).

С выходом войск США и НАТО из Афганистана возрастает вероятность экспансии террористических группировок на север, продвижения «исламского эмирата» в страны Центральной Азии. В свете новых угроз Душанбе, Нур-Султан и Ташкент могут пойти на такое взаимодействие с Пентагоном и альянсом, которое сегодня кажется невероятным. При этом реакция содействия или противодействия Москвы во многом будет зависеть от условий «большой игры» (равновесия) в геополитическом треугольнике Россия — Китай — США.

Но насколько реальна описываемая автором угроза образования нового квазитеррористического государства? Насколько реалистично выглядит сценарий, что США разместят свои военные базы в Казахстане, Узбекистане и Таджикистане, с точки зрения сегодняшних вызовов и реалий и что это сулит нашим государствам? Дабы разобраться в этой теме более подробно, корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с двумя экспертами — зарубежным и отечественным.

Проживающая в Лондоне независимая журналистка из Узбекистана Шахида Тулаганова, много лет проработавшая на Би-би-си в Лондоне и на радио «Свобода» в Праге, считает, что вероятность создания террористического квазигосударства на территории Афганистана крайне мала. 

— Угроза создания террористического государства существует всегда. Однако насколько реальна эта угроза на данный момент – это совершенно другой вопрос. Я считаю, что пока в Афганистане большую часть территории держит «Талибан», а не правительство Афганистана. А «Талибан» – это идеология. Да, она радикальна, но это идеология. У «Талибана» сейчас находится большая часть территории Афганистана, с ним ведутся активные переговоры на уровне России, на уровне Катара, и даже на уровне США. Но ожидать от «Талибана» создания террористического государства не стоит. Это будет ультраконсервативное, радикальное государство, но без террористической угрозы вне Афганистана.

Конечно, на территории Афганистана есть так называемый «вилайят Хорасан» — это ответвление террористической исламистской группы «Исламское государство». Пучки этой организации существуют на севере, есть какая-то часть на юге Афганистана, но опять-таки, насколько сильное это движение, сказать очень тяжело. Во-первых, движение состоит не из иностранцев, а из местных афганцев, которых туда или насильно завлекают сами бойцы ИГИЛа – руководители «Хорасана», или костяк организации составляет бывшее исламское движение Узбекистана, бывшее исламское движение Туркестана во главе уже с сыном достаточно известного командира Тахира Юлдаша,считает эксперт.

По словам Тулагановой, вероятность того, что эти пучки разрозненного "Исламского государства" в Афганистане могут совершить государственный переворот, ничтожна. Журналистка отмечает, что отношения между ИГИЛ и «Талибаном» очень плохие, две организации постоянно воюют друг с другом, что, в принципе, выгодно для Центрально-Азиатского региона и, скорее всего, для всего мира. Но, отмечает она, сотрудничество между двумя такими организациями крайне неблагоприятно скажется на безопасности Центральной Азии.

— Исходя из всего этого, я не считаю, что есть большая угроза создания террористического квазигосударства на территории Афганистана. По крайней мере, такого, что впоследствии будет тормошить Центрально-Азиатский регион и весь мир. Это крайне маловероятно. 

Размещение военных баз США на территории ЦА – мне кажется, это просто на грани фантастики. Учитывая, что нынешнее руководство Российской Федерации очень ревностно бдит за своими границами и до сих пор рассматривает Центральную Азию как свою вотчину, не думаю, что США будут допущены к созданию крупной авиабазы на территории центральноазиатских стран.

Более того, последний опыт американской базы на территории Узбекистана, который, как я поняла, считается самой эффективной страной для размещения баз, в силу того что Узбекистан расположен близко к Афганистану, показал, что пограничная инфраструктура налажена. Так что печальный опыт американских баз, который закончился еще в 2005 году, показал, что Пентагону следует 30 раз отмерить, прежде чем снова начинать разговор с Узбекистаном на эту тему.,отметила Тулаганова.

Казахстанский политолог Марат Башимов также считает, что страны Центрально-Азиатского региона едва ли пойдут на размещение американских военных баз на своих территориях.

— Создание квазитеррористического государства в Афганистане – конечно, это более гипотетические рассуждения, поскольку здесь возникает целый комплекс вопросов. Афганистан до сих пор остается ареной сосредоточения всех выбывших из Сирии боевиков. Плюс к этому – нестабильность в регионе и множество других факторов.

Что касается того, что Америка разместит свои военные базы на территории РК и других стран региона, – я в этом глубоко сомневаюсь. Поскольку в том же самом Таджикистане сейчас находится российская военная бригада. Казахстан вообще старается быть взаимно нейтральным, о чем говорит недавний визит Лаврова и переговоры с американскими дипломатами. Это еще раз подтверждает, что Казахстан своей многовекторной политикой ни разу не ошибся.

То, что касается перелетных моментов – не военных баз, – на это Казахстан может пойти, но касательно сосредоточения американских военных на территории республики – это вряд ли. То же самое можно сказать и об Узбекистане. В какой-то мере Узбекистан может пойти навстречу Штатам, но размещения полноценной военной базы там, я считаю, не предусматривается.

Для стран ЦА важно сохранить стабильность. А политические игры мировых держав, таких как США, Россия и Китай, еще раз подтверждают, что ЦА для них представляет огромный интерес в торгово-экономическом плане.

Но, повторюсь, сейчас ситуация такова, что Россия еще более наглядно демонстрирует всему миру, что зону своих интересов она оставлять не собирается. Американцы же в свою очередь, зная суть и разнообразность проблем, гарантируют странам ЦА и территориальную целостность, и все остальное. Но реальность такова: тот же Казахстан, как и придерживался, так и будет придерживаться своей многовекторной политики. Нам нужна политическая стабильность, что вчера было подчеркнуто Елбасы, отметил Башимов.