Как мирское влияет на духовное - Караван
  • $ 478.54
  • 533.76
+5 °C
Алматы
2024 Год
27 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как мирское влияет на духовное

Как мирское влияет на духовное

В Южно-Казахстанской области состоялась научно-практическая конференция "Ислам на пути единения" с участием Верховного муфтия управления мусульман Казахстана Абсаттара кажи Дербисалы.

  • 7 Июля 2005
  • 1033
Фото - Caravan.kz

В течение двух дней в Шымкенте, Туркестане и Кентау Духовное управление мусульман Казахстана (ДУМК) обсуждало с южно-казахстанцами значение религии в общественной жизни и непосредственно роль ислама в борьбе с терроризмом и другими экстремистскими проявлениями.
Среди сентенций общего характера, таких как «ислам — одна из самых мирных и гуманных религий мира» и «у всякого проявления религиозного экстремизма имеются вполне конкретные заказчики, преследующие цели, абсолютно далекие от заповедей ислама», глава мусульманского духовенства в РК назвал несколько причин, которые, по его мнению, достаточно негативно влияют на развитие ислама в нашей стране.
При бесспорной светскости нашего государства, ислам является абсолютно доминирующей религией в Казахстане. Так уж сложилось исторически и географически, и что-либо менять здесь — значит оказаться, мягко говоря, не популярным у большинства населения Казахстана.
Но если ислам является основной религией нашей страны, то может ли исламизация общества, как процесс не только духовный, но и по некоторым пунктам вполне юридический и финансовый, претендовать на какие-либо льготы или упрощения по сравнению, скажем, с братством Иеговы или Международным обществом Сознания Кришны?
Тут, в частности, вопрос в следующем — как сообщил Верховный муфтий, только в Южно-Казахстанской области за последние пять лет количество мечетей выросло с 60 до более полутора тысяч.
Это естественно, ведь в каждом поселке или райцентре теперь местные жители стараются обязательно построить собственную мечеть. Между тем, для официальной регистрации подобного заведения в Минюсте следует оплатить пошлину в размере от 50 000 тенге. Такие средства являются для многих сельских жителей очень значительной суммой, которую они, даже сообща, собрать не в состоянии. (Строительство мечетей и приходов в большинстве своем ведется методом асара, и непосредственно финансовые затраты здесь сведены к минимуму).
В результате сельская мечеть оказывается незарегистрированной, то есть по сути — вне закона.
Можно конечно оставить этот факт без внимания, но когда дело касается официальных отчетов и контроля, получается, что в том же ЮКО именно мусульманские мечети и религиозные объединения являются абсолютными лидерами по количеству нарушений в регистрации.
Конечно, госналогом при регистрации облагаются также и в том же объеме и представителей других конфессий. Но дело в том, что новостройки буддистских храмов или синагог в Южно Казахстане распространения как-то не получили и вряд ли в обозримом будущем станут традиционным явлением.
Вот и получается, с одной стороны совершенно справедливо, что все религии в нашем государстве абсолютно равноправны. Но с другой стороны — при традиционной ориентированности населения Казахстана на мусульманство, равнять исламскую религию со всеми другими, значит не учитывать объективных факторов развития общества.
Глава ДУМК Абсаттар кажи Дербисалы сообщил, что духовное управление в ближайшее время намерено обратиться в правительство с просьбой по возможности либо сократить, либо вообще отменить госпошлину на регистрацию вновь образующихся мусульманских мечетей.
В конечном итоге, если мечеть не зарегистрирована, то туда, в соответствии с трудовым законодательством РК, даже трудоустроить дипломированного имама достаточно проблематично.
В результате — кто сейчас работает в этих сельских мечетях, как они ведут проповеди, чему учат прихожан — за это поручиться никто не сможет. А значит, создаются лазейки для эмиссаров тех самых сил, которые, прикрываясь религией и эксплуатируя религиозные чувства населения, преследуют свои цели.
Да, наверное, если для процесса исламизации в Казахстане на уровне государства будут созданы какие-либо льготные условия, это возможно вызовет мощный протест среди представителей других конфессий. Но может в данном случае важнее все же не формально-протокольное равенство религий, но совершенно объективная необходимость создать условия для законного и правового развития востребованной религии.