По данным переписи за 1989 год, в Казахстане две основные этнические группы составляли казахи и русские – 6,5 млн и 6,3 млн человек соответственно. На начало 2016 года казахов насчитывалось уже 11,7 млн, а русских 3,6 млн человек. Казахстан становится более моноэтническим, и причина заключается как в росте коренного населения, так и в оттоке представителей других основных европейских народов, пишет Интернет-журнал Vласть.
Миграционные процессы, а тем более столь масштабные, несомненно, отразились не только в целом на структуре населения, но также и на социально-экономических, культурных, религиозных и других отношениях. Журнал предлагает рассмотреть некоторые из них.
Демография
Факторы, характеризующие сегодняшнюю структуру населения, на самом деле не так очевидны. Причина не только в самой миграции, но и в опосредованных с ней процессах. Например, показатели рождаемости и смертности зависят как от социально-экономических, медицинских и других условий в стране.
«Общая ситуация в стране зависела, в основном, от демографических установок двух наиболее многочисленных этносов – казахов и русских. У русских проблему определяла эмиграция, вымывающая значительную часть населения репродуктивного возраста. Помимо этого, неопределенная ситуация начального этапа суверенного развития привела к сокращению рождаемости и у тех, кто остался в Казахстане. Падение рождаемости у казахов связано, в основном, с кризисом, поразившим постсоветское пространство. Тем не менее, уровень рождаемости у них оставался более высоким, чем у европейских этносов, но этого было недостаточно, чтобы сохранить демографическую ситуацию 80-х годов. Начинается падение рождаемости в целом, несмотря на молодую возрастную структуру казахского населения. Позже, в 2000-е годы, наблюдался рост, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами. К объективным можно отнести то, что в это время в брачный, репродуктивный возраст вступило поколение 1980-х годов рождения – детей бэби-бума 1950-1960-х. И поэтому показатели рождаемости начали расти, а смертности снижаться», — отмечает доктор исторических наук Александр Алексеенко.
При этом Александр Алексеенко считает, что смена этнодемографического состава постепенно привела к росту демографических показателей. Это обусловлено сокращением европейского населения, а, следовательно, и уменьшением негативного демографического влияния на общую ситуацию. Европейцам свойственна небольшая рождаемость и более высокая смертность. Сейчас 70% населения составляют казахи, поэтому демографические показатели растут.
Труд
Здесь также происходит так называемое «этническое замещение». Но последствия более сложные и многообразные, нежели в демографическом варианте. Проблема, по словам Алексеенко, заключается в том, что в Казахстане в советское время сложилась четко выраженная этническая дифференциация социальной, экономической деятельности, системы расселения и т.д.
«Русские и европейские этносы в целом определяли ситуацию в городах, занимали соответствующие ниши, казахи в массе своей проживали в сельской местности. Так как европейское население выбывает, их начинает замещать поток из села в город. Количественное замещение идет быстро, но качественно этот процесс очень долгий. Потому что эмиграция — сиюминутный фактор, а замещение высокопрофессиональных работников – долгий процесс, на их подготовку требуются многие годы. Поэтому сейчас некая яма образовалась — одни уехали, а вторые еще полностью эти дыры не успели закрыть», — поясняет эксперт.
При этом он отмечает, что довольно успешно были замещены приоритетные ниши: властные структуры, образование, культура и т.д. И этому есть простое объяснение — эти кадры были подготовлены еще в советское время.
Культура
Александр Алексеенко считает, что казахская культура пока незначительно влияет на культуры других народов.
«Процесс идет, но люди его не фиксируют, потому что он идет очень медленно. Человек постепенно погружается в эту среду. Это четко начинаешь понимать, когда выезжаешь в другую страну. Быстро начинает домой тянуть — в Усть-Каменогорск, Казахстан. Если же взять движение двух сторон – казахов к русским и русских к казахам, то казахи шли к русским быстрыми шагами, а русские практически стояли на месте. Казахи очень активно социально впитывают всё что есть: другие языки, культуру, общение и прочее, развивая одновременно национальную культуру. И в этом их сила, перспектива, имеется исторически сложившийся алгоритм познания нового, что позволит уверенно чувствовать себя в непредсказуемом будущем. К сожалению, русские просто стоят на месте и ждут, а если и двигаются навстречу, то очень медленно.
Сейчас наиболее сложная экономическая ситуация у казахов, которые приезжают в город из сельской местности. Образование стоит больших денег, жилья нет, работы нет, в том числе и потому что нет образования. Они приезжают в город, видят тех же русских, которые живут в квартирах со всеми удобствами. И вот здесь может возникнуть некоторое недопонимание. Мало кто проводит анализ, что для того, чтобы получить эту квартиру, люди целыми поколениями жили в бараках, ждали эту квартиру по 20 лет в общежитиях. Человек видит факт – вот мы, которые живут на окраинах, на дачах. И вот они, живущие в хороших условиях. И на этом стыке возникают негативные эмоции. Но это объективная данность. Проблему надо изучать, включать рациональный подход, постараться исключить эмоциональное восприятие сложных и неоднозначных вариантов развития полиэтничного общества», — заостряет внимание эксперт.
Межэтническое взаимодействие
Межнациональные процессы всегда находятся в центре внимания как исследователей, так и общества в целом. Конфликты на этой почве в любой стране мира вызывают не просто интерес, а обеспокоенность у разных групп населения. Казахстан не является исключением, тем более, что в социальных сетях подобные вопросы периодически жарко обсуждаются. Но в основном это и заканчивается там – в Интернете. В реальной же жизни уровень межэтнической конфликтности низок и несет в себе социально-экономические причины, а не национальные.
Казахстанский социолог Гульмира Илеуова обращает внимание на то, что Конституция Казахстана дает одинаковые права всем гражданам страны вне зависимости от их национальности. Никаких преференций для какой-либо особой группы в стране нет. Также социолог подчеркивает, что изменения этнического состава населения в стране происходили постепенно, а не резко, что как раз и могло повлиять на какие-то фундаментальные вещи.
По ее словам, постепенность выражается не только в физическом отъезде из страны, но и в процессе той же социализации.
«В любом случае все люди вне зависимости от этнического состава, которые проживали на территории Казахстана, несли в себе все эти родовые черты людей советских. И если мы говорим про социализацию, то и школа все еще долгое время остается советской, и высшая и средняя, то есть мы все еще находимся в этом пространстве. И поэтому процесс социализации — передачи разных ценностей, не только культурных, политических идут с этой точки зрения довольно равномерно и плавно. То есть этнический состав в данном случае не является самым важным фактором, а является фактор идеологического, мировоззренческого, культурного бэкграунда того населения, который на территории все еще проживает. По всем нашим социологическим данным, нет резкого разрыва в ценностях, самых главных мировоззренческих ориентациях разных поколений людей. В принципе процесс передачи, в том числе, культурного кода идет постепенно»,- поясняет она.
«Второй фактор связан с казахами. Всё, что, во-первых, было запрещено, всё, что было забыто, или всё, что в советские годы казалось несовременным, архаичным это всё начинает возрождаться. И всё это возрождается под разным соусом. Есть возврат к традициям, на который влияют экономические факторы. Та же родовая структура еще в 90-е годы в качестве экономического фактора имела огромное значение. Это процесс поддержки в условиях экономического кризиса, это возможность апеллировать к расширенной семье, чтобы получить какую-то помощь. На данном этапе я вижу, что за 20 лет, все эти штуки, которые нам казахам, казались очень интересными, важными, постепенно спокойно вошли в сознание современных людей. Но если они не играют важной современной роли, они просто остаются на периферии. В том числе я вижу то же самое по поводу жузовой структуры», — делится Илеуова.
Как поменяется миграция
Несмотря на кардинальные изменения этнического состава населения Казахстана с момента распада СССР и по сегодняшний день, страна не испытала сильных потрясений на этой почве. Изменения происходили постепенно, что, вероятно, и обусловило достаточно стабильное и спокойное сосуществование этносов. Основными болевыми точками и возможными очагами напряженности является не этнический фактор, а социально-экономический. Чем выше благосостояние народа, тем ниже вероятность возникновения каких-либо конфликтов, в том числе и на этнической основе.