«Осторожно, двери закрываются», — сообщает пассажирам проводник на государственном и русском языках, и мы усаживаемся в электричку, которая через четыре часа доставит нас в город Атбасар.
— Это плановая проверка, — начинает разговор главный менеджер по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» Берик Сандыбаев. – Мы заблаговременно приезжаем на вокзал, производим осмотр вокзала и перрона на предмет соблюдения требований к системе антитеррористической защиты объектов, отсутствия посторонний лиц в помещениях билетных и багажных касс и др., фиксируем соблюдение Постановлений Главного государственного санитарного врача РК и Главного государственного санитарного врача на транспорте. Берик Зайнеденович привык к постоянным командировкам – на железной дороге он работает с 1982 года.
— Через МТП – мобильный терминал проводника – проводники и мы будем сверять данные, имеющиеся в базе, с проездными документами пассажиров, — говорит главный менеджер и приглашает нас пройтись по шести вагонам состава электропоезда «Нур-Султан – Атбасар».
Всего в электропоезде 380 посадочных мест, но в это раннее утро из столицы выехало 15 пассажиров.
— С онлайн-системами стало гораздо удобнее работать. После сверки данных выдаешь посадочные талоны. Следим за порядком и чистотой в вагонах всех трех классов, курить в поездах запрещено, — рассказывает проводник АО «Пригородные перевозки» Марзия Жаркинбекова.
Среди пассажиров, севших в столице, уроженка Кызылорды Райкуль Сарсенова. Вместе с 7-летним внуком Жигером она едет до станции Жалтыр.
— В Нур-Султане живут мои дети. А сейчас внука везу к себе в гости. Электричка мне нравится – чисто, быстро, проводники вежливые, — рассказывает Райкуль-апа.
Главный менеджер по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» Зарина Каменова уточняет: данная пассажирка была допущена в вагон с несовершеннолетним ребенком после того, как родители мальчика передали его в присутствии проводников.
— Это позволяет пункт 268 приказа 611 «Правила перевозок пассажиров, багажа, грузов, грузобагажа и почтовых отправлений», — говорит Зарина – представительница семейной династии железнодорожников.
В составе мобильной мониторинговой группы Зарина работает больше года. За это время исколесила всю страну.
— Самое крупное нарушение, выявленной мною, — 18 безбилетников в прошлом году. Чаще других нарушения фиксируются на западном и южном направлениях. В целом нарушений на железнодорожном транспорте стало меньше. В компании заявлен курс на нулевую терпимость к коррупции. Граждане стали более осознанными, приобретают билеты и оформляют багаж официально. И с билетами проблем, как раньше, уже нет, — говорит собеседница.
Слова главного менеджера подтверждает наша попутчица Любовь. Однажды девушка не успела купить билет: сайт завис, а касса уже закрылась. Девушка слезно умоляла проводника запустить ее в поезд, обещая купить билет на следующей станции. Но проводник был непреклонен – «Я не хочу из-за вас потерять работу».
К слову сказать, свои обращения и жалобы пассажир может адресовать на единый контакт-центр «1433». При этом он должен указать точную дату поездки, номер поезда, вагона, места и оставить свои контактные данные для обратной связи.
— Помимо плановых, проводим внеплановые проверки. Кстати, среди 24 главных менеджеров всего 3 женщины. Близкие уже привыкли к нашим частым поездкам, ведь понимают, что мы выполняем важную работу, — говорит Зарина Каменова.
По итогам поездки по маршруту «Нур-Султан – Атбасар» не было выявлено ни одного нарушения. Воскресным вечером мы вернулись в столицу, а Зарина вместе с коллегой продолжили путь – им предстояло проверить поезда по другим направлениям.
Наша справка: С августа 2019 года, когда была организована специальная служба «Функциональное направление по мобильной мониторинговой деятельности пассажирских перевозок», и по декабрь прошлого года, главными менеджерами по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» выявлено 125 безбилетных пассажиров и 10 001 кг багажа и грузобагажа. С января по октябрь 2020 года главными менеджерами по инспекционной работе АО «НК «ҚТЖ» было выявлено 58 безбилетных и свыше 5 тыс кг. багаж/грузобагажа.
Напомним, что в связи с карантином и пандемией коронавируса движение пассажирских перевозок приостанавливалось, а количество маршрутов было уменьшено.