Как коммунисты Усть-Каменогорск “спасали” - Караван
  • $ 481.19
  • 538.45
+11 °C
Алматы
2024 Год
30 Сентября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как коммунисты Усть-Каменогорск “спасали”

Как коммунисты Усть-Каменогорск “спасали”

В ноябре у коммунистов встал вопрос об экологии Усть-Каменогорска. Видимо, поступила установка, так как подобная повестка была у товарищей в Павлодаре, Караганде, Жезказгане.

  • 6 Декабря 2013
  • 3571
Фото - Caravan.kz

Цель – признать Усть-Каменогорск зоной чрезвычайной экологической ситуации и зоной экологического бедствия.

Кому нужна мертвая зона?

По ходу “пьесы” товарищи путались: признать город зоной чрезвычайной экологической ситуации (ЧЭС) или экологического бедствия (ЭБ)? На всякий случай секретарь обкома Елена АГЕШКИНА, отметив загрязненность атмосферы и уровень онкопатологий, предлагала признать Усть-Каменогорск, Риддер, Зыряновск зонами ЧЭС и ЭБ. Возместить населению причиненный вред. Снизить пенсионный возраст. Дать бесплатное оздоровление.

На самом деле в Экологическом кодексе есть порядок признания и зоной чрезвычайной экологической ситуации, и зоной экологического бедствия. Целый раздел этому посвящен. В такой зоне прекращается деятельность экологически неблагополучных объектов. То есть всех промпредприятий, ТЭЦ, котельных, пекарен, маслобоек, молокозаводов, крупорушек, автотранспорта, АЗС… Эвакуируется население. Прекращается деятельность практически всех организаций. Зона экологического бедствия – мертвая зона. Это нужно городу? Не стоит забывать, что предприятия-загрязнители в черте Усть-Каменогорска, Зыряновска и Риддера появились в свое время именно с одобрения коммунистов. Рудничные карьеры, обогатительные фабрики, металлургические комбинаты. Следуя линии партии, эти города стали одними из самых грязных в бывшем СССР.

А в итоге – полный ноль

Впрочем, речь не об этом. Последние лет десять Усть-Каменогорск бесконечно обследуется. То на отдельные загрязняющие компоненты, то на загрязнение в комплексе… Выделяются сотни миллионов тенге, пишутся отчеты, на основе отчетов – программы. А что в итоге? Ничего! Полный ноль. Если предприятия еще вкладывают деньги в реальные природоохранные проекты, то государство только исследует… ради новых исследований.

– По закону о Семипалатинском ядерном полигоне финансирование здравоохранения на пострадавших территориях должно быть в полтора раза выше, чем в среднем по республике, – заявил глава областного профсоюза работников здравоохранения Михаил АЙЗЕНБЕРГ. – Здравоохранение Восточного Казахстана по уровню финансирования – на 10–11-м  месте среди регионов. Закон не работает.

Вот такая “забота” государства. Другим примером “заботы” об экологии Усть-Каменогорска могут служить опасные производства, выросшие за последние годы в черте (!) города. Все – рядом с жилыми кварталами. На стадии согласования новый проект “Казатомпрома” по аффинажу урана… Можно направить в Астану хоть сотню обращений, сто раз потребовать статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации. Но лучше от этого не станет.

Нужны не лозунги, а дела

– Министерство охраны окружающей среды – как потолок, все в него упирается, – говорит председатель областного совета общественности Владимир ЛОПАТКИН. – В 2011 году комиссия во главе с министром Каппаровым зафиксировала экологические беды, определила приоритеты. И никто ничего не сделал! В Усть-Каменогорске радиоактивные пятна с жестким излучением – даже на их ликвидацию денег не дали. Министерство может многое. Но не хочет. Их устраивают большие зарплаты, пока они просто сидят в кабинетах. Их устраивает, что однажды они вышли, оштрафовали, и этого хватает. Мы отослали предложение, чтобы отдать полномочия по экологии в регионы. Нам даже ответа не дали.

В свое время на волне общественного движения приняли Закон о Семипалатинском полигоне, гарантировавший восточноказахстанцам дополнительные выплаты и отпуск. Сотни бюджетных миллионов растворились в разовых компенсациях. Через очереди, через нервный сбор бюрократических бумаг люди получили по 15–20 тысяч тенге. Сделали эти суммы кого-нибудь здоровыми? Зато с тех пор закон возложил на бизнес региона новую ношу в виде доплат сотрудникам и экологического отпуска. Предприниматели Восточного Казахстана заведомо в неравных условиях. Это коммунистов не беспокоит?

На самом деле не надо много ума, чтобы громко и эффектно что-то потребовать. Например, признания зоны экологического бедствия. Народ на такое ведется, а ответственности для тех же коммунистов никакой. Может, им для начала познакомиться с проектами новых заводов, которые собираются построить в Усть-Каменогорске, Риддере, Зыряновске? Не пропустить общественные слушания, организовать общественную экспертизу… Лозунгов здесь, может, и не провозгласишь. Зато можно защитить города от новых опасных производств.

Усть-Каменогорск