Недавно мы рассказывали читателям “КАРАВАНА”, как бывшая промзона польского города Лодзи стала тусовочным местом молодежи. Апгрейд фабричных зданий, гигантские мурали на фасадах, установка оригинальных скульптур на улицах сделали свое дело: город зарабатывает на туризме (см. материал “Лодзь: город, которым управляют люди”, № 27 от 27 июля 2018 г.). Чего от души желаю и Алматы! Уже более 20 городских зданий из “серых мышек” превратились в “красавцев”. Художники разрисовывают фасады домов в Алматы
“MURAL FEST” проходит в южной столице третий раз. В 2016 году в нем участвовали 4 страны: Казахстан, Кыргызстан, Украина и Россия. В прошлом году приезжали райтеры из 5 стран. В этом году фасады оживляют мастера из Казахстана, России, Украины, Сербии, Малайзии и Великобритании.
“Гвоздев в Москве, а дело Шеге в Алматы живет!”
Открыл фестиваль художник из Украины Андрей КРАВЧЕНКО. Его работа появилась на пересечении улиц Жарокова и Тимирязева. Над своей муралью он работал около 10 дней. Эскиз принадлежит казахстанскому художнику Владимиру ГВОЗДЕВУ, более известному под псевдонимом Шеге. Его работа “Песня” создана в 2010 году. Выполнена маслом на холсте, но имитирует технику войлока. Несколько лет художник живет в Москве.
– Женился на бурятке, так что Восток продолжается! – говорит художник.
– Какие эмоции вы испытали, когда узнали, что ваша картина украсит одну из городских улиц?
– Жизнь полна сюрпризов! В данном случае приятных – Гвоздев в Москве, а дело Шеге в Алматы живет! Вот такая крылатая фраза сразу и возникла. Конечно, очень приятно, когда на родине не забывают. Параметры картины – 91 на 122 сантиметра. С нее сделали огромную мураль площадью около 80 квадратных метров. Местоположение ее очень символично, ведь рядом была моя последняя мастерская. Я оцениваю это как большую награду (в прямом и переносном смысле) за мой вклад в современное искусство Казахстана.
Идея работы – воспоминания художника, когда друзья собираются вместе, поют песни, разделяют трапезу, общаются. В этой работе художника на лицах нет глаз, носов. Все происходит на уровне ощущений, чувств, эмоций…
“До сих пор в шоке, что рисовал на такой высоте”
К дню рождения Абая, 10 августа, новая мураль появилась на фасаде здания, что на пересечении проспекта Абая и улицы Ауэзова. Ее автор – художник из России Никита ХОДАК из команды ZUKCLUB. За основу работы взял купюру номиналом 20 тенге с изображением Абая. Автор добавил изображение некоего JPEG-символа, которым и является на данный момент купюра. А также символы, связанные с современным подходом к цифровым деньгам: “Apple wallet” и “Apple pay”. Как отмечает райтер, ему захотелось привнести в портретный стиль некий креатив, индивидуальность. Для него самого такое решение экспериментальное. Дополняют работу выдержка из "Слов назидания" Абая и стихи, связанные с деньгами.
На фасаде здания, что по улице Байтурсынова, напротив бывшего трамвайного депо, теперь есть портрет Ахмета Байтурсынова.
Совсем скоро алматинцы увидят еще одну мураль от известного малайзийского стрит-арт-художника Кенджи ЧАЯ. Ежедневно с утра до вечера он работает над росписью фасада девятиэтажки в микрорайоне “Мамыр-3”. 36-летний Кенджи – обладатель национального рекорда Малайзии на самую высокую мураль в стране – 87,1 метра! Месяц кропотливой работы. В интервью художник признался: “До сих пор в шоке, что рисовал на такой высоте”. К уличному искусству он начал проявлять интерес в 9–10 лет. Много смотрел в Интернете, учился у своих друзей, которые занимались этим более профессионально. Всего добивался сам. Одна из идей в его работах – сохранение культурных ценностей, традиций, животного и растительного миров. В Алматы еще распишут 10 зданий
– В голове у людей всегда должны быть мысли о сохранении флоры и фауны, – говорит Кенджи Чай.
Главное – себя показать
С алматинскими художниками, выпускниками отделения живописи Казахского национального педагогического университета им. Абая я встретилась под их работой, что на фасаде дома на проспекте Жибек жолы, угол проспекта Абылай хана. На днях Neon и Шаман приступят еще к одной мурали в центре Алматы.
– Нам с локациями крупно везет, – говорят художники.
– Сколько времени потратили на снежного барса в прошлый раз?
– Неделю, а краску не считали.
– Высоты не боитесь?
– Дело привычки. Десять минут страшно, потом пофиг. Мы работаем на строительных лесах.
– Страховка есть?
– Со страховкой ты, как собачка на привязи: метр вправо, метр влево, некомфортно. Больше времени потратим, чтобы перестегиваться.
– В соцсетях развернулись дискуссии: почему в фестивале участвует мало художников из Казахстана, зачем платить иностранцам, когда есть свои таланты?
– Народу делать, простите, нечего, они сидят и смотрят – кто там, откуда приехал. Просто кто-то не подал заявку, чьи-то эскизы не устроили комиссию. Все работы проходят отбор. Потом у каждого есть свои заказы, люди просто не успевают. Вообще-то, это международный фестиваль.
– Что для вас участие – себя показать или денег заработать?
– Главное – себя показать. Деньги мы зарабатываем на коммерческих объектах. Нам платят, но это не те деньги – так, попить-поесть… Дайте нам в городе в хорошем месте стену, возможность творить, показать свое “я”, мы сами найдем деньги, краску.
– А ваши дома, подъезды, квартиры украшают мурали?
Neon: У меня балкон разрисован в доме в микрорайоне “Тастак”, с улицы видно. Комната разрисована.
Мало инициативы от казахстанских художников
Фестиваль проходит при финансовой поддержке городского акимата.
– Фестиваль международный, мы открыты для всех, – говорит куратор “MURAL FEST” Молдир БЕКЖАН. – В феврале начинается прием заявок. Их присылают, мы отбираем. Один из параметров конкурса – наличие портфолио, чтобы мы могли посмотреть и оценить работы. К сожалению, мало заявок от казахстанских художников. Они или не сильно осведомлены о фестивале, или им это неинтересно, или еще какие-то причины. Пришлось нам самим обращаться, спрашивать их эскизы. Возможно, не каждый готов работать на большой высоте. Кстати, на алматинских высотках – 7, 9 этажей, работали только иностранцы. Многие зарубежные художники отказываются от своих коммерческих гонораров, приезжают работать по фестивальным ценам, за символическую плату. Они едут, чтобы оставить частичку своего творчества в Алматы. Казахстанские художники зачастую рисуют по коммерческим ценам. Это к вопросу, который поднимали в соцсетях, что наши обошлись бы дешевле…
– Есть ли райдер у художников?
– У всех одинаковый райдер – валики, кисточки, ведра, обычные материалы. Правда, не все зарубежные художники соглашаются рисовать на подвесных люльках, считают, это опасно. Наши в этом не видят никакой опасности. Многие просят страховочный ремень.
– По каким параметрам выбираете здание? Я тоже хочу, чтобы мой дом был разрисован…
– Вопрос интересный. В соцсетях пишут: почему дома возле дороги, а не внутри дворов? Проект недешевый, хочется, чтобы красоту увидело максимальное количество людей. Это же галерея под открытым небом!
– Как реагируют местные жители на росписи?
– В 90 процентах людям очень нравится. Спрашивают – а можно и у нас расписать стены? Было два случая, когда один фасад нам жильцы вообще не разрешили трогать, во втором попросили эскиз, мол, мы должны посмотреть, утвердить, а вдруг по фэн-шуй не подойдет…
Одна мураль на высотке стоит от двух до трех миллионов тенге. И значительную статью расходов составляет аренда автовышек.
АЛМАТЫ