Как ходоков в министерствах встречают - Караван
  • $ 498.34
  • 519.72
+3 °C
Алматы
2024 Год
24 Ноября
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
  • A
Как ходоков в министерствах встречают

Как ходоков в министерствах встречают

Легко ли попасть на прием к министру? Наши корреспонденты побывали в роли “ходоков” и попробовали попасть в высокие кабинеты – так как это пытаются сделать простые граждане страны.

  • 28 Мая 2010
  • 1665
Фото - Caravan.kz

ФЕМИДА ПОДГЛЯДЫВАЕТ!

Здание Верховного суда в Астане поражает своим великолепием. У самого входа – фигура слепой Фемиды. Местные журналисты подшучивают, что “наша Фемида все-таки сквозь повязку подглядывает”. И вспоминают, что раньше, когда Верховный суд размещался в здании на правом берегу, “ходоки за правдой”, бывало, молились на фигурки трех биев, установленные перед самым входом. Говорят, некоторым помогало.

Нынешним просителям молиться не на кого, кроме как на самих судей.

В Верховном суде прием граждан осуществляет сотрудник отдела контроля и документооборота, главный консультант Берик УАЛИЕВ – к нему, как нам сообщили, попадают те, кто приходит с жалобой в Верховный суд впервые. Значит, есть немало постоянных посетителей Верховного суда?

По словам заведующей секретариатом председателя Верховного суда Алины РАХЫМБЕКОВОЙ, председатель Верховного суда принимает граждан каждый первый понедельник месяца.

– Так как страна у нас большая, а людей, желающих пообщаться лично с председателем и судьями Верховного суда, очень много, то прорабатывается вопрос о том, чтобы оставлять заявки на встречу с ними по Интернету. Кроме того, можно будет связаться с Верховным судом по конференц-связи в областных судах, а также выйти на связь с председателем Верховного суда по Skype – прямо из дома, – сообщила она.

Благие намерения Верховного суда похвальны, но… к сожалению, не так много казахстанцев подсоединены к Интернету.

“ВЫСЛУШАЛИ БЫ НА МЕСТАХ…”

Впрочем, и виртуальное общение с министрами, и прямое общение с властями на местах давно себя не оправдывают. Люди уже просто не верят в возможность решения своих проблем на месте. Вот и едут толпами в Астану. Но, по большому счету, если министры будут решать проблемы каждого отдельного человека, хватит ли у них времени на проблемы государственного масштаба?

С такими мыслями мы зашли в Министерство здравоохранения. Вход в кабинет приемов – через бюро пропусков, в котором вместо одного министерства здесь заседает сразу два. По соседству с Минздравом занимает кабинет сотрудник Министерства труда и соцзащиты населения.

Для начала заглядываем в кабинет Минздрава. На приеме сидит женщина из Южно-Казахстанской области – хочет выбить квоту на лечение своего сына за границей. Ему после службы в армии требуется пересадка обеих почек.

Главный эксперт Минздрава Галия РАХИПБЕКОВА, которая вела в этот день прием, рассказала, что чаще всего казахстанцы обращаются в министерство, чтобы получить квоту. А еще жалуются на качество медицинской помощи.

– Многие вопросы можно было бы решить на местах, в департаментах здравоохранения, будь там специалисты более доступными. Хотя бы просто выслушали людей! – говорит она.

Кстати, пока мы разговаривали с сотрудниками министерств, к нам подходили просители и брали… наши телефоны! Видимо, надежды у простых людей на решение своих проблем чиновниками маловато, журналистам верят больше.

ПИШИТЕ ПРОКУРОРУ ПИСЬМА

В Генеральной прокуратуре с ходоками особо не церемонятся. В подъезде установлены два ящика для писем – один для личных обращений к генпрокурору, другой – для фактов коррупции в судах, правоохранительных органах и на госслужбе. Огромный стенд с правилами приема генпрокурором ясно дает понять: попасть к нему не так-то просто. Для этого надо иметь на руках уже ответ за подписью… самого генпрокурора. В окошке для приема корреспонденции висит плакатик с номером телефона. На нем, видимо, обиженные посетители приписали: “Никогда не дозвониться!”, “Бросают трубки!”.

“НЕ НАДО ЕЗДИТЬ В АСТАНУ”

Вот за что отдельное спасибо от ходоков: почти все министерства в Астане сидят рядышком. Мы обошли их буквально за пару часов.

В пресс-службе одного из министерств нам сказали, что надобности ездить для решения вопросов в Астану нет. Мол, их министр часто разъезжает по городам и весям и решает вопросы на местах. Если уж есть нужда в столице, то для решения вопросов есть вице-министры и начальники департаментов.

Но если бы все было так просто! Знали бы господа министры, что декларируемые в столице проекты и идеи порой доходят до регионов в крайне искаженном виде. Либо их принимаются исполнять не совсем чистые на руку люди на местах. А порой и сами идеи оказываются настолько далекими от народа, что хоть караул кричи!

Вот и приходится ходокам штурмовать кабинеты Астаны.

Просто потому, что чиновникам на местах и вовсе нет никакого дела до проблем простых людей. И живет у народа одна надежда – на то, что начальник разберется, пальцем погрозит – и все наконец решится…

Все мы помним о том, как громко заявляло наше правительство о создании своего виртуального двойника – электронного правительства. На это были потрачены миллиарды казенных денег, специалистов отправляли обучаться в Германию, было закуплено дорогостоящее оборудование. И что? Заходя на сайты наших главных госструктур, чаще всего обнаруживаешь там устаревшую информацию. Ну некогда, видимо, министрам на вопросы отвечать! А их блоги, если и существуют, то чаще всего только в виде “мусорных корзин”, где запросы страждущих складируются безо всякого ответа.

Когда мы ходили по министерским приемным, в Астане случился громкий скандал: женщина забралась на подъемный кран и оттуда озвучила свои проблемы – компания, в которой она работала, задолжала ей немалую сумму. И никак не хотела возвращать. Понятно, в правовом государстве подобные вопросы решаются в правовом же поле– в судах, например.

Но если веры “правовому полю нет”, то люди лезут на башенные краны. Просто потому, что ни в одной приемной ни одна госструктура ее не пожелала выслушать!

Жанар КАНАФИНА, Андрей ТЕРЕХОВ (фото), Астана