Защитник Бозжыры, Талдыколя, активистов и журналистов
Через свои работы Ахмедьяров с долей иронии демонстрирует диссонанс в культурной, социальной и политической жизни, за что его называют главным протагонистом арт-активизма в Казахстане.
Он учился у известных художников Виталия Симакова и Молдакула Нарымбетова, основателей легендарной шымкентской арт-группы “Кызыл трактор”.
В молодости его привлекал сюрреализм, но в начале 2000-х годов он сжег свои работы и переехал в Астану, чтобы начать всё с чистого листа.
Там создал огромное количество проектов в различной технике – живописи, графике, видео, фотографии, инсталляции. В 2016-м прошла его крупная персональная выставка в Национальном музее РК “Единственное множественное”. А посетители “ЭКСПО-2017” могли увидеть три его работы внутри сферы “Нур Алем”.
Регулярно художник проводит различные социальные акции, например, в защиту урочища Бозжыра и скандального озера Талдыколь, против задержаний активистов и журналистов после трагических январских событий в Алматы.
– Я давно следила за творчеством Ахмедьярова, была на его персональных выставках, а также коллективных, с участием художника, – рассказывает директор "Aspan Gallery", искусствовед Меруерт КАЛИЕВА. – Мы говорили о потенциальной выставке в Алматы, и вот пришло время. К тому же Асхат переехал в южную столицу, у него здесь своя мастерская, думаю, у автора будет продуктивный период – новый город, новые эмоции, знакомства.
Изначально был определен круг художников, с которыми я бы хотела работать. Всегда удивляло, что их хорошо знают на Западе, они выставляют работы в Лондоне, Милане, Нью-Йорке, Брюсселе, Гонконге, но их творчество в Алматы невозможно посмотреть. Мы исправляем эту ситуацию.
– В данном случае цель художника – высказаться?
– Да, это его заявление, к которому он давно готовился.
“Рассказы бабушки о красных и белых вправили мне мозги”
Название выставки “ҮМІТ” (с казахского – “надежда”) – дань эпохе перемен, через которую сейчас проходит Казахстан. А также дань памяти бабушке художника – Умит, рожденной в 1900 году.
– Тогда, на пороге ХХ века, мир затаил дыхание, и в степи тоже надеялись, что всё будет хорошо, – рассказывает автор. – Бабушка прожила 93 года – практически целое столетие, и на ее веку прошли две мировые войны, свершилась революция, были голод, репрессии, холодная война, развал СССР.
Об этих исторических событиях, пережитых казахским народом за прошлый век, в частности гражданской войне 1920-х годов на территории Центральной Азии, и рассказывает монументальная инсталляция из белых и красных кесе, тарелок под названием “Столетие”.
– В сознательном возрасте я часто расспрашивал бабушку о красных (коммунистах) и белогвардейцах, – продолжает автор. – Несоответствие той информации, которую нам преподносила официальная пропаганда, всё то, что она рассказывала, вправило мне мозги. Бабушка молилась, читала Коран, и инсталляция похожа на четки. Чередование красного-белого есть конфликт внутренний.
Как-то важный чиновник из силовых ведомств посоветовал мне сидеть дома и писать пейзажи. “Это всё, что от тебя требуется, чтобы ты не нарушал спокойствия”, – убеждал он меня. Когда больной начинает говорить о болезни, он делает первые шаги к выздоровлению. Он бессознательно ищет причину, почему это произошло с ним. Открывая свою выставку, я прямо или косвенно спрашиваю себя: “Почему это происходит с нами?”.
– Вы такой изобретательный. А дома у вас тоже разные инсталляции?
– Нет, дома чисто, даже нет телевизора.
“Можно себе представить, сколько в степи опустело юрт кочевников”
В первом зале представлена новая инсталляция художника из полюбившегося ему материала – казанов для плова. Ее название “Сабыр” отсылает к фразе, часто употребляемой полицейскими при задержании граждан: “Сабыр етіңіз!”, что означает: “Сохраняйте спокойствие, молчите”.
Ирония инсталляции в том, что призыв автора выполнить невозможно! Чтобы пройти по выставке, попасть во второй и третий залы, необходимо пробраться между подвешенными к потолку стальными тросами казанами, невольно сталкивая их между собой, заливая пространство звоном металла.
– Планировал подвесить 70 казанов, показалось – много, остановился на 57 – именно столько мне лет, – поделился Асхат Ахмедьяров. – Казаны дюралевые, купил на рынке.
– Звук при столкновении чем-то похож на колокольный звон. Как пришла идея?
– Первая инсталляция из казанов демонстрировалась в столице в 2016 году – я тогда сделал из них ожерелье. Подвергся серьезной критике со стороны представителей традиционных ценностей – дескать, нельзя казан переворачивать, плохой знак. Пришел к тому, что надо перевернуть и подвесить. Когда подвесил и послышался звон, у меня возникла идея – если подвесить множество перевернутых казанов, это уже коллективная драма 30-х годов, голодомор, когда 40 процентов населения страны погибло. Можно себе представить, сколько в степи опустело юрт кочевников! В степной культуре перевернутый казан – символ утраты, разрушенного шанырака, домашнего очага.
Также на выставке состоялась премьера нового двухканального видео автора “Іле”, снятого в 2022 году. В нем он ведет свой поэтический рассказ о жизни прибалхашского села Орта-Дересин и месте встреч его жителей у ствола огромного дерева, принесенного когда-то на берег рекой. Бревно, временно позаимствованное для выставки, расположилось во второй комнате.
В третьем зале можно увидеть серию рисунков Ахмедьярова 2021 года “Квадратное солнце”, выполненных сухой кистью и порохом, – портреты предков художника, репрессированных Сталиным, девушки, подвергшейся гонениям в Синьцзяне в наши дни. А также жертв январских событий в Алматы и оппозиционера, поэта и публициста Арона Атабека, умершего в ноябре 2021 года после 15 лет заключения.
Выставка продлится до 18 сентября текущего года.
АЛМАТЫ