Я тоже не верила в приметы до истории с курятником, которую невозможно объяснить психосоматикой. Однако иногда до сих пор дымлю дома адыраспаном или прошу бабушку почитать Коран над пятничными шелпеками – для душевного спокойствия. Тенгрианство и ислам издавна переплетались в повседневной жизни казахов, и это переплетение во многом сохранилось до сих пор.
Редакция Caravan.kz рассказывает о способах, которые наши предки использовали для защиты от дурного глаза.
Чаще всего казашки защищали таким образом главное для себя — своих детей и дом. Способов было много, есть даже теория, что традиция устраивать той и делать гостям мелкие подарки в виде саркыта и тойбастара тоже призвано ослабить чужую зависть и защитить счастливцев от сглаза.
Для детей
Самый простой и известный способ, которому меня научила мама, заключается в следующем: когда мама с ребенком приходит домой, она трижды обмывает его лицо прохладной водой, а потом трижды вытирает лицо подолом своей одежды. Считалось, что это защитит ребенка – особенно здорового, красивого и талантливого – от завистливых взглядов. В разных районах обряд варьируется: иногда используется соленая вода, иногда остается только обтирание лица подолом, иногда действие нужно повторить семь раз, иногда при этом нужно читать строки из Корана. Делать так желательно каждый раз по возвращении домой, но можно делать и только тогда, если ребенок вдруг начинает беспокоиться и много плакать без причины.
Были также варианты с зажженными спичками или горсткой соли. Выбранным предметом трижды проводили по часовой стрелке над головой ребенка. Спички после этого гасили и выбрасывали, а соль бросали в огонь (например, на плите). Чем сильнее вспыхивал от этого огонь, тем сильнее был сглаз.
Иногда женщины делали так: гремели ложками в чашке с водой, а потом брызгали этой водой на ребенка, чтобы он вздрогнул. Считалось, что шум и вода тоже отпугивают зло от малыша.
Еще можно надеть на ребенка какую-нибудь вещь в вывернутом виде.
Чтобы ребенок хорошо спал, под подушку или в изголовье под матрасом ему клали острый нож или Коран, реже — спички. Моя бабушка специально купила мне отдельный Коран, чтобы класть под подушку первому правнуку.
Иногда нож клали и на окно, чтобы злые духи не могли проникнуть в детскую.
К слову, амулеты казахи тоже мастерили обычно для детей. Сюда относятся и булавки, и козмоншак (бусины в форме глаза, из которых делают браслеты), и кожаные тумары, внутри которых лежат листски бумаги с сурами Корана, и мешочки с заговоренной пожилым человеком солью.
Для дома
Самый простой и известный вариант был упомянут ранее – он заключается в том, чтобы окурить дом дымом адыраспана.
Когда казахи переехали в стационарные дома, в ход пошли также спички и иногда свечи – с ними нужно обойти весь дом, обязательно постояв по углам, где, по поверью, скапливается негативная энергия.
От нее также помогает избавиться мытье полов с солью. Соль можно применить и в других случаях: соленой водой в отдельных регионах было принято обтирать зеркала и дверные ручки, полоскать в ней столовые приборы. Как правило, это делали после гостей, особенно если хозяева были вынуждены согласиться на присутствие в своем доме недоброжелателя. Воду потом нужно было вылить вне дома.
Во многих казахских семьях до сих пор принято держать веник адыраспана где-нибудь у входа. Он исполняет роль оберега. Раньше в юрте с той же целью вешали пучки перьев ли кисточки из шерстяных ниток. Некоторые также кладут у порога мешочек с солью, который время от времени обновляют.