Судебный процесс по делу экс-министра Куандыка Бишимбаева, которого обвиняют в убийстве гражданской супруги Салтанат Нукеновой, пожалуй, является самой обсуждаемой темой в Казахстане за последние недели. История вызывает неподдельный интерес, сопереживание и другие эмоции у казахстанцев – за прямыми трансляциями заседаний пристально следят тысячи людей, тема активно обсуждается в соцсетях среди обывателей, публичных личностей и экспертов, СМИ точечно освещают процесс в своих информационных ресурсах.
В целом же эту историю уже уверенно можно назвать беспрецедентной, отчасти определяющей и даже поучительной для нашего общества, учитывая огромный общественный резонанс, факт открытого суда с участием присяжных – что стало первым подобным случаем на столь значимом уровне – и ожидания, которые возлагают казахстанцы на исход и вердикт суда.
Также необходимо осмыслить, как исход этого знакового и трагического дела может повлиять на уровень доверия граждан к системе правосудия и законодательству страны. Стоит задуматься о возможных долгосрочных социальных последствиях судебного процесса, а также о его влиянии на общественное осознание проблемы семейного насилия, о роли государства в предотвращении подобных преступлений и других значимых аспектах общественной жизни.
В рассуждениях об этом редакция медиапортала Caravan.kz обратилась за комментариями к отечественным экспертам.
Социолог Айман Жусупова считает, что это громкое дело как будто обнажает всю ситуацию, связанную с насилием в отношении женщин, гендерным неравенством и усталостью граждан от уверенности в своей всесильности власть имущих.
«Я, как, наверное, и большая часть граждан страны, слежу за процессом и вижу, как сильно за эти годы наше общество изменилось, насколько сильно возросло значение института общественного мнения, который становится реально действующим актором социально-политических процессов страны. Конечно, это в первую очередь связано с беспрецедентным развитием информационно-коммуникативных технологий, новых медиа. Изучая влияние социальных сетей, еще лет пять назад я читала исследователей, которые указывали, что Интернет формирует пространство, в котором люди учатся выражать свою точку зрения, аргументировать, убеждать, происходит трансформация политической культуры граждан, что мы, по сути, видим сегодня в Казахстане. Это если абстрагироваться от процесса и посмотреть на ситуацию со стороны.
Что касается сути процесса, то он вызывает множество эмоций, очень сильную вовлеченность, что связано в первую очередь, мне кажется, с тем, что это дело как будто обнажает всю ситуацию, связанную, во-первых, с насилием в отношении женщин и в целом с гендерным неравенством в современном Казахстане, а во-вторых, с усталостью общества от уверенности в своей всесильности власть имущих. С тем, что еще условно вчера было нормой, как, к примеру, в ситуации с Усеновым. Потому это дело так или иначе задевает за живое, не оставляет равнодушными наших граждан», — сказала наш спикер.
Эксперт отметила, что уровень общественного интереса к этому судебному процессу является беспрецедентно высоким и в силу вопиющего характера дела.
«Есть кадры, как подсудимый избивает жертву, при этом уже который день как он сам, так и его многочисленные защитники, доказывают обратное, что он ее не убивал. Потому дело приобретает очень острый характер с точки зрения так называемого общественного договора: граждане хотят понять, могут ли они рассчитывать на справедливую судебную систему», — поделилась мнением социолог.
Отдельно Жусупова обратила внимание на то, что проблемы, связанные с насилием в отношении женщин, уже давно носят в стране критический характер. К примеру, Шымкент в 2021 году лидировал по количеству обращений по фактам семейно-бытового насилия – 14,9 на 1000 человек, тем не менее на них приходилось менее одного факта привлечения к административной ответственности.
«Также не стоит забывать, как бы этого ни хотелось, что, как отмечают исследователи, гендерное насилие – это результат взаимодействия ряда факторов на четырех уровнях: индивида, семьи, сообщества и общества. То есть можно предположить, что в обществе также происходит некое переосмысление устоявшихся взглядов, ценностей, которые очень сильно отличаются в стране, в том числе в региональном разрезе. Показательны и цифры соцопросов, когда о нарушении своих прав в семейной жизни заявляет каждая пятая женщина, а доля респондентов, считающих, что женщина должна отдавать свой заработок мужу или родителям своим или мужа, в Астане составляет 2,7 %, в Алматы – 5,3 %, в Шымкенте – 19,0 % (исследование «Общественное восприятие гендерного равенства и расширения прав и возможностей женщин в Казахстане», который был проведен по заказу ПРООН в 2023 году).
Кроме того, подобного рода открытые процессы – это редкость для Казахстана, и я читала точку зрения о том, что данное дело, безусловно, отразится и на росте правовой грамотности граждан Казахстана. Кроме того, уже очевидно, что процесс влияет на актуализацию назревших вопросов и в самой судебной системе.
На мой взгляд, данный процесс, безусловно, является некоей точкой бифуркации, самым ярким показателем заявляемых изменений в современном Казахстане. Более того, за ним активно наблюдают и во многих других странах, граждане которых также отслеживают процесс. Так что это еще и вопрос реноме власти Казахстана на международной арене», — подытожила Айман Жусупова.
Общественный деятель Мурат Телибеков считает, что этот уголовный процесс в некоторой степени можно охарактеризовать как «протест против изгоев во власти».
«Как бы странно это ни звучало, но эта трагическая история интригует и увлекает многих людей. Конечно же, она непомерно раздута. Об этом свидетельствуют многочисленные публикации и комментарии в соцсетях. На мой взгляд, здесь присутствует эффект сублимации. Недовольство социальной несправедливостью и низким уровнем жизни люди демонстрируют путем выражения ненависти к представителю властной элиты и сочувствием к его жертве.
Уровень интереса весьма высокий. Впервые судебный процесс проводится максимально открыто. Практически каждый день идут прямые трансляции из зала суда. Людей привлекает в этой истории присутствие экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева. Сегодня он стал в буквальном смысле символом зла. Неосознанно люди протестуют против изгоев в правящий элите и жаждут мщения. По большому счету это обычное преступление, каких совершается великое множество. Есть куда более драматичные истории. Здесь людей возмутил цинизм преступления. Уверенность богатого человека в своей вседозволенности. Бишимбаев, несомненно, представитель властной элиты, член влиятельного клана. Несмотря на то, что человек отстранен от власти, он, на мой взгляд, по-прежнему в когорте людей, уверенных в том, что страна принадлежит им и они могут делать в ней все, что на ум взбредет», — отметил общественник.
По словам Телибекова, судебный процесс беспрецедентный по своей открытости – никогда раньше судьи не позволяли прессе так откровенно вторгаться в святая святых. Вместе с тем эксперт отметил и сложившееся в обществе мнение, что использование суда присяжных свидетельствует о прогрессе, однако, по его мнению, в Казахстане это, скорее, дань моде, чем вынужденная необходимость. «Суд присяжных в Казахстане пока невозможен»: эксперты о слушаниях по делу Бишимбаева
«В общество, где царит тотальная коррупция, о независимых присяжных не может идти и речи! У нас в мздоимстве и мошенничестве изобличают генералов КНБ и МВД, акимов, министров и депутатов. Чего уж там говорить о простых смертных? В Казахстане суд присяжных необходимо использовать с учетом нашей национальной ментальности, культурных традиций. Нельзя слепо копировать чужие методы. В качестве присяжных заседателей необходимо привлекать людей, чьи имена широко известны в стране. Это должны быть личности, которые дорожат своей репутацией. Будучи публичными людьми, они всегда будут готовы ответить за принятое решение. Представьте себе в качестве присяжных депутатов Ирину Смирнову и Ермурата Бапи, писателя Дулата Исабекова, культуролога Мурата Ауэзова, общественного деятеля Мадэла Смаилова, правозащитника Евгения Жовтиса. Вот тогда это действительно сработает. А кто сейчас в этой команде? Нельзя допускать в присяжные людей с улицы, которые после объявления приговора безвестно канут в небытие
Если говорить о последствиях, то в случае оправдания Бишимбаева и вынесения ему слишком мягкого приговора это взвинтит социальную напряженность. Атмосфера в обществе накалена до предела», — считает Мурат Телибеков.
Касательно роли медиа в формировании общественного мнения относительно этого дела Телибеков заявил, что она весьма значительна. Адвокаты Бишимбаева попросили не называть "убийством" смерть Салтанат Нукеновой
«Что касается этических норм – к сожалению, здесь много ханжества и предрассудков. Во время суда адвокаты Нукеновой возражали против демонстрации травм на лице покойной, ссылаясь на этические нормы. Хотя именно это стало бы неоспоримым доказательством жестокого обращения. В то же время родственники настаивают на демонстрации кадров избиения женщины, когда Бишимбаев таскает ее за волосы и участники суда видят отсутствие на ней нижнего белья. В этом они почему-то не усматривают нарушение этических норм. Возникает впечатление, что люди изобретают свои собственные этические нормы, не задумываясь о здравом смысле», — подытожил Мурат Телибеков.
Политолог Газиз Абишев положительно охарактеризовал открытость судебного процесса и назвал его массовым юридическим и ценностным тренингом для целой нации.
«Какое же все-таки полезное решение – показывать судебный процесс «Республика Казахстан и потерпевшая сторона (семья Салтанат Нукеновой) против Куандыка Бишимбаева» в прямом эфире. Стороны выдвигают собственные тезисы и оспаривают тезисы противников. Создается ощущение реального соревновательного процесса, в котором дело очищается от патетики и прочего мусора. Остаются только реальные линии обвинения и защиты, нацеленные на психику простых людей из народа – присяжных заседателей.
В некотором смысле это массовый юридический и ценностный тренинг для целой нации — какие есть законодательные ограничения в нашей обычной жизни, как государство и общество будут пристально рассматривать наши решения и поступки, случись что.
В социальных сетях бродят разные высказывания в отношении судьи. Во-первых, в этом есть доля сексизма. Если бы судьей был мужчина, часть критиков, придирающихся к тону и манерам судьи, просто не обращали бы на них внимание. Во-вторых, учитывая жестокость преступления, общественный резонанс и публичное внимание, судья держится вполне себе прилично. И в-третьих, взглядом обывателя – по основным точкам столкновения судья принимает решения, укладывающиеся в логику здравого смысла», — поделился мнением эксперт.
По словам Абишева, судебный процесс над Бишимбаевым также высвечивает казахстанских женщин – настойчивая государственный обвинитель, скрупулезная адвокат потерпевшей стороны, настырная адвокат подсудимого, въедливая судья.
«Именно такими должны быть казахские женщины – свободными, независимыми от мнения окружающих, реализующими себя на профессиональном поприще. Кто хочет по-другому – пожалуйста, но это должен быть их собственный осознанный выбор», — резюмировал эксперт.