В этом году частные медцентры получили возможность оказывать услуги населению и получать за это деньги из бюджета. Главное требование – соответствовать установленным стандартам. Предложение было очень заманчивым, и только ленивый частник не постарался на этом заработать. В итоге из 1 352 медицинских организаций, работающих сегодня по договору с Фондом медстрахования (ФМС), около половины – негосударственные. К ним, новичкам, у фонда больше всего претензий.
– В результате мониторинга за первое полугодие выявлен целый ряд ошибок в работе медицинских организаций.
Более 40 процентов нарушений – это невыполнение стандартов диагностики лечения: как нужно ставить диагноз, чем лечить, в какие сроки и как правильно оказывать медпомощь.
То есть пациенту дали не то лекарство, сделали не тот вид обследования и т. д., – поясняет зампредседателя правления Фонда социального медицинского страхования Ерик БАЙЖУНУСОВ. – 10 процентов нарушений – это необоснованное удорожание оказанной услуги, когда организация или конкретный врач пишут дополнительные виды исследования, которые они не сделали, и предъявляют их нам как выполненные. Медстрахование: “Не все так гладко и сладко будет в ближайшее время”
Мы проверяем такие факты. Невыполненные услуги, естественно, не оплачиваем, а к клинике выставляем штрафные санкции.
В международной терминологии приписки называют медицинским мошенничеством, уточняет Байжунусов. И приводит другие любопытные примеры деятельности предпринимателей от медицины.
– Руководитель частного центра взял наши средства и просто обналичил их. Хотел направить эти деньги не по назначению, но факт был вовремя выявлен. Данный руководитель был освобожден от занимаемой должности и позже осужден, – констатирует Ерик Байжунусов. – Любая финансовая сфера требует жесткой финансовой дисциплины, поэтому все подобные материалы, выявленные в ходе мониторинга, мы передаем в компетентные органы, которые проводят проверки и принимают решения, вплоть до лишения свободы.
Во время проверки гемодиализных центров, 90 процентов из которых – частные, тоже обнаружены серьезные нарушения. В Жамбылской, Мангистауской, Актюбинской областях умудрялись брать деньги с пациентов, хотя эта услуга оплачивается государством.
В Жамбылской и Южно-Казахстанской областях пациентов, не инфицированных вирусным гепатитом, подключали к гемодиализному аппарату, предназначенному для пациентов с вирусным гепатитом, то есть и без того больных людей медики подвергали риску заражения.
– Особенно я бы хотел отметить южные регионы, где выявлены грубейшие нарушения. К примеру, есть факты, когда гемодиализ проводился в помещениях, не соответствующих санитарно-гигиеническим нормам – в торговом центре.
Были также выявлены приписки, когда пациентов не лечили, а представили нам акты, как будто лечили.
Но эти факты невозможно скрыть, они быстро выявляются, потому что все эти пациенты стоят на учете. Эти недостатки устранены, но к некоторым центрам приняты жесткие меры. Материалы были переданы в наш комитет охраны общественного здоровья, и на основании их предписания мы расторгли контракт с тремя центрами, все они на юге страны.
Впрочем, говорит Байжунусов, далеко не все клиники и медцентры так отчаянно нарушают условия договора с ФМС. Проблема большинства – отсутствие опыта работы в новых условиях, незнание законодательства. А некоторые попросту не рассчитали свои силы. Что нужно знать о медицинском страховании в Казахстане
– Они вошли в нашу систему, не поняв, что не смогут выполнить тот объем услуг, на который заявились. А потом от части услуг начали отказываться. В результате мы расторгли в этом году 153 договора, и это было прогнозируемо. Здесь хочу подчеркнуть, что расторгаются контракты не только с частными медорганизациями, для нас нет никакой разницы – частный это медцентр или государственный. Меры одинаковы для всех. Высвобожденные средства мы перераспределяем между другими, поэтому на качестве и объеме медуслуг, которые оказываются населению, это не отражается, – заверяет Ерик Байжунусов.
По его прогнозам, ситуация на рынке медуслуг значительно улучшится уже к концу года. А пока зампред правления ФМС призывает казахстанцев активнее участвовать в оценке деятельности частных и государственных клиник.
– Каждый пациент должен знать, что если он не удовлетворен качеством оказанной медицинской помощи, то может обратиться к нам по любому из существующих видов связи. У нас есть call-центр, есть мобильное приложение, есть сайт, на котором размещены наши телефоны. Мы присутствуем в социальных сетях. То есть доступны для каждого гражданина, и этим нужно активно пользоваться, – говорит Байжунусов. – Нам важно мнение каждого пациента. По ним мы будем решать, насколько работа каждой клиники соответствует ожиданиям общества.
АСТАНА