Наряду с “Японской весной” в Астане и Алматы проходит фестиваль “Японская осень”. Праздники искусства собирают на сценических площадках звезд традиционной музыки, джаза из Казахстана и Страны восходящего солнца.
Как отметил один из ведущих вечера, Фудзияма для японца – что Мекка для мусульман. Символ Японии, нации, гармонии – великая Фудзи – покоряется не каждому, но ступившему на ее вершину открываются божественное знание и красота. И каждый зритель в органном зале Национального университета искусств, где проходил фестиваль, сумел прикоснуться к тайне великой горы. Причем посвящение происходило не только сквозь призму музыкального и поэтического творчества Японии, но и культуры казахстанской земли.
В этот вечер со сцены звучали творения классика японского хокку Мацуо Басё, великих Абая, Акана Серэ, Магжана Жумабаева, Гафу Каирбекова, Константина Бальмонта.
Как подчеркнул перед началом фестиваля его художественный руководитель Тимур УРМАНЧЕЕВ, цель таких вечеров – найти точки соприкосновения культур двух стран:
– На фестивале прозвучат как классические произведения, так и шедевры современности. Вы услышите композиции японского композитора Джо Хисаиши, рекордное количество раз получавшего награду Японской киноакадемии в номинации “Лучшая музыка к фильму”, в том числе трижды – за музыку к фильмам классика мирового кинематографа Такеши Китано.
Также в “восхождении” принимают участие пианистка
Александра ЕГОРОВА , виолончелист Ермек КУРМАНАЕВ , скрипач Еркебулан САПАРБАЕВ , сопранистка Альфия КАРИМОВА, органист ка Салтанат АБИЛЬХАНОВА и ваш покорный слуга.Проникновенные строки знаменитых японских трехстиший – хокку – продекламировали актеры
Дмитрий СКИРТА , Виталий БАГРЯНЦЕВ , Даурен СЕРГАЗИН , Бахыт ХАДЖИБАЕВ, Бекжан КЕРИМБАЕВ.Актер Дмитрий Скирта признался, что открыл для себя удивительный мир Японии 35 лет назад, когда впервые увидел теленовеллу “Сёгун”:
– Я был поражен отношением японцем к чести, благородству. А про хокку раньше думал – что сложного: создать и прочесть три строчки, а сейчас, с режиссерской точки зрения, понимаю, как это сложно – создать образ и атмосферу всего через три строки.
В свою очередь солистка театра “Астана Опера” Альфия Каримова поделилась мнением о том, что философия японской культуры требует от исполнителя не только максимальной концентрации внимания и фантазии:
– Крайне важно в этой тишине, в этой лаконичности уловить смысл произведения. И только высоким качеством исполнения можно воспитывать публику.
Кстати, в обозримом будущем организаторы фестивалей японской культуры планируют приобщить к нашей культурной Мекке жителей Страны восходящего солнца.
– Мы хотели бы познакомить японцев с самобытной казахской культурой. Но, как вы понимаете, построить казахский аул в Токио непросто. Мы работаем над этим проектом, – рассказал Тимур Урманчеев.
АСТАНА