В дни, когда страна погрузилась в хаос, связь с внешним миром в виде Интернета и мобильной связи была прервана, сотни людей в поисках информации о происходящем ринулись в… бани. Излюбленное место отдыха, телесного и духовного очищения в неспокойные времена стало источником новостей, центром притяжения даже тех, кто общественные помывочные не очень-то и жаловал прежде.
Народный канал связи
Старейшее банное заведение Петропавловска, самого северного города Казахстана, в период ЧП обрело новый статус – стратегически важного объекта. Именно сюда в тревожные часы безвестья стекались потоки горожан в надежде узнать хоть какие-то новости о происходящем в стране. Не зря говорят, что неизвестность хуже всего. Вот в поисках крупиц известий и приходили люди сюда.
– Вы не представляете, как была переполнена баня в первые январские дни! У многих это традиция – прийти в Новом году помыться и продолжить празднование, а тут случились беспорядки, отрубили связь, у нас даже городской телефон вечером 5 января не работал! Потому-то и потянулись многие сюда, в общественное место. Здесь вовсю работали народные каналы связи: люди передавали друг другу обрывки сообщений, слухов, домыслов. Из таких вот кусочков пытались потом сложить целостную картину происходящего, – поделилась со мной работница бани Ирина ГОВОРУХИНА.
Ее слова подтверждает мастер по маникюру и педикюру Людмила ЛЕПОТИНА.
– В любой стрессовой ситуации психологи советуют заняться чем-то привычным – помыть посуду, сделать уборку или… прийти к нам, мастерам по созданию красоты. Давно ведь известно, что маникюр иной раз действует лучше сеанса у психотерапевта. А в период, когда рушится старое, новое еще не создано, неясность терзает ум и сердце, поход в салон красоты может спасти от депрессии. Говорю как специалист с более чем 20-летним стажем!
Вот и в первые январские дни клиенток у меня было больше, чем обычно. Так женщины старались избавиться от негатива, переключиться на что-то оптимистичное. А маникюр – самое оно для поднятия духа, уж поверь мне, ведь если делают ногти – значит, жизнь продолжается! – поведала нейл-специалист.
От божьих одуванчиков до сатрапок
Меня в баню в первые январские дни привела вынужденная задержка в родном Петропавловске. Рисковать и возвращаться в столицу на ночном поезде в разгар беспорядков я не стала, осталась в отчем доме. И в один из дней отправилась в земное чистилище.
Место это старожилы города посещают десятилетиями, приходят сюда династиями, большими компаниями, парами. Кто-то предпочитает отмываться от накопленной пыли и нечистых мыслей соло. Кому-то просто некого взять с собой, как, например, одиноким бабушкам-божьим одуванчикам. Среди шумной толпы они выделяются благолепным образом, тихой поступью и каким-то удивительным светом, исходящим из их глаз. Так, наверное, лучится мудрость…
А есть персоны, даже в баню приносящие скверну своих характеров и душ. И место, изначально предназначенное для отдыха и очищения, они воспринимают как продолжение поля жизненного боя, где нужно продемонстрировать себя. Постоянные клиенты бани знают пару-тройку таких персонажей.
Две женщины, например, приходят в определенные дни, в четверг и субботу, и рьяно принимаются не только мыться, но и наводить собственные порядки в общественном заведении.
Обе дамы твердо убеждены, что в парилке с влажным паром температура должна быть как в аду (наверное, они в нем пребывают каждый день), и потому уверенной рукой запускают градус на максимум. А потом встают, аки стражи в ворота преисподней, перед дверью парилки и не пускают страждущих до момента, когда им не покажется, что вот теперь можно войти. Самоуправцы регулярно нарываются на конфликты с мирными посетителями бани, которые несколько раз перерастали в драки. Но сатрапы в костюмах Евы не сдаются…
Работница бани поведала, что одна из этих дамочек работает в полиции. “Хороший человек”, – сообщила она мне. Вопрос, как же может быть хорошим человеком тот, кто путает общественное с личным и на лице которого написано: “Не влезай – убью!”, остался без ответа…
“Генеральная” для тела и души
Ну а в сауне тем временем ведутся беседы о высоком. Например, о том, что, когда дома “генералишь”, душа радуется и дела потом ладятся.
– Даже простейшее смахивание пыли помогает избавиться от всякого мусора в голове, а уж когда всё перемоешь-перестираешь, хлам всякий выбросишь, так и вовсе жизнь выправляется, – со знанием дела вещает элегантная в своей наготе фрау.
Другая делится авторским рецептом пирога с капустой, третья обсуждает минусы диеты, на которую пытается сесть уже в третий раз.
– Потри спинку, деточка, – слышится обращение седовласой леди к молодой соседке.
В ходе процесса обсуждаются вопросы религии, веры, качества разрекламированного порошка, бездорожья в селах и высоких цен.
А пока растут цены и вес, масштабная помывка набирает обороты. Волны алчущих очищения всё прибывают, тазики, веники, простыни, мочалки, пенные реки, легкая завеса тумана – пожалуй, отличный сюжет для живописца, который запечатлеет эфемерные тела и тициановские телеса, смешение субстанций, наготу физическую и сердечную.
Несмотря на запреты проводить спа-процедуры в бане, отдельные клиентки, не теряющие надежды сохранить молодость, обмазывают себя медами-скрабами, а кто-то даже проводит эпиляцию! Опять путают общественную и личную территории. И сдается мне, что у этих людей проблемы не только с границами…
Те, кто уже напарился, выходят охладиться в предбанник. Кто-то не успевает это сделать и падает в обморок. Вызывают скорую и просят нагих дам удалиться во время прихода доктора-мужчины. Как будто он их не видел… Более крепкие телом и духом банные феи тем временем чревоугодничают, сдабривая воблу пенными напитками. В любой момент трапезу в интерьере помывочной можно продолжить – благо буфет, напоминающий советский, работает.
Отдал веник и сердце
Нешуточные страсти разгораются в параллельной Вселенной, расположенной через стенку. Разговоры о женщинах, курсе доллара, новинках авторынка, политике – ничто не ново под сводами банных потолков. В коридоре я становлюсь невольным свидетелем семейных разборок: обнаженный по пояс Аполлон местного разлива пытается по телефону объяснить жене, что находится в бане, а не в злачном месте, как подозревает благоверная. На другом конце его словам, очевидно, не внемлют, в итоге в разговор вступает группа поддержки в лице друга, который клятвенно обещает доставить мужчину домой по окончании попойки, то есть помывки. Абонент сбрасывает вызов…
А для кого-то баня, наоборот, становится местом судьбоносной встречи. Именно здесь, как рассказала знакомая, она встретила будущего мужа.
Очень хотелось ей попариться с веником, а на кассе всё распродали. И нашелся же галантный мужчина, который любезно согласился отдать ей свое березовое сокровище. А заодно – и сердце. 10 лет в браке. Серьги с бриллиантом, подаренные на очередную годовщину брака, женщина не снимает даже в бане. Так и ходит, сверкая каменьями и напоминая, что любовь можно встретить в самом неожиданном месте.
Так что, одинокие читатели “КАРАВАНА”, велком ту баня. Встречу с тем самым долгожданным не гарантируем, но то, что избавитесь от лишнего груза (включая килограммы) и выйдете, словно заново рожденные, обещаем!
ПЕТРОПАВЛОВСК – НУР-СУЛТАН